Экономика

Почему Америка должна поддержать переход Казахстана к БТД

The National Interest

30.10.2025

Энергетическая отрасль Казахстана находится на перепутье. Страна располагает одними из самых богатых запасов нефти и газа в Евразии, в основном благодаря огромным месторождениям Тенгиз, Карачаганак и Кашаган. Вместе они обеспечивают более 70 процентов добычи нефти в Казахстане, что является основой его экономики и притягивает западные инвестиции от таких компаний, как Chevron, ExxonMobil и Shell.

Но за этим успехом скрывается серьезная уязвимость. Более 80% казахстанского экспорта нефти проходит по единственному маршруту: контролируемому Россией Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК), который доставляет сырую нефть в черноморский порт Новороссийск.

В эпоху войны в Украине, ужесточения санкций и растущей нестабильности эта зависимость превратилась из логистического удобства в национальную проблему. Для Астаны поиск альтернативных маршрутов — особенно через нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) — больше не является долгосрочной целью, а является насущной необходимостью для обеспечения экономической устойчивости и энергетической независимости.

Хрупкая связь: риски маршрута КТК

На протяжении многих лет коридор КТК считался надежным и эффективным. Сейчас он представляет собой один из крупнейших стратегических рисков для Казахстана. Зависимость от российской инфраструктуры подвергает страну непредсказуемым регулированиям, перебоям в транзите и политическому давлению со стороны Москвы.

Эти угрозы не являются теоретическими. В феврале 2025 года удар дрона по российской Кропоткинской насосной станции угрожал сократить пропускную способность трубопровода. Тем летом ФСБ ввела новые правила пропуска танкеров, создав новые бюрократические препятствия для экспортеров. Затем, в октябре 2025 года, еще один удар дрона — на этот раз по Оренбургскому газоперерабатывающему заводу — на короткое время нарушил газоперерабатывающие и экспортные мощности Казахстана.

Хотя Казахстан официально сохраняет нейтралитет в конфликтах в регионе, эти инциденты подчеркнули, как гибридная война и трансграничная нестабильность могут быстро поставить под угрозу его экономику. Еще несколько ударов по общей инфраструктуре могут привести к потерям доходов в миллиарды долларов. Диверсификация от российской сети стала не только экономической стратегией, но и императивом национальной безопасности.

Альтернатива БТД: безопасность и стратегическое согласование

Двадцать лет назад Казахстан рассматривал возможность подключения к трубопроводу БТД, но в конечном итоге воздержался от этого. Сегодня геополитическая обстановка выглядит совсем иначе — и гораздо более актуально.

Маршрут БТД предлагает безопасный, независимый от России путь от Каспия до Средиземного моря, соединяя казахстанскую нефть с рынками Европы и Израиля через турецкий порт Джейхан. Он также идеально вписывается в усилия Запада по снижению зависимости от российских энергетических коридоров.

В отличие от перегруженного Черноморского маршрута, БТД обеспечивает стабильный доступ к мировым рынкам и снижает страховые и логистические расходы, которые выросли из-за региональной нестабильности. Технически, транскаспийское соединение — будь то через растущий танкерный флот или будущий подводный трубопровод — могло бы обрабатывать от 50 до 60 миллионов тонн в год, что соответствует пропускной способности КТК и дает Казахстану больше контроля над своим экспортным будущим.

Превращение планов в действие

Дипломатическая основа для этого сдвига уже заложена. Вашингтон и его союзники выразили широкую поддержку стратегии диверсификации Казахстана. Следующий шаг — реализация.

Для Соединенных Штатов это означает превращение тихой поддержки в активную помощь — финансовую, дипломатическую и стратегическую. Инициатива C5+1 по энергетической безопасности предлагает готовую основу. Вашингтон мог бы побудить международные финансовые институты финансировать технико-экономические обоснования и помочь создать целевую группу по инвестициям в энергетику, которая бы занималась вопросами безопасности инфраструктуры, кибербезопасности и страхования новых маршрутов на запад.

Для западных энергетических компаний — особенно тех, которые уже инвестировали в «большую тройку» месторождений Казахстана — настал момент для принятия конкретных обязательств. Это означает направление капитала в инфраструктуру среднего звена, расширение каспийских портов, таких как Актау и Курык, а также укрепление и поддержку энергетических систем, таких как местное производство электроэнергии.

Астана, в свою очередь, может ускорить этот процесс, создав четкие регуляторные условия и сформировав рабочую группу Казахстан – Азербайджан – Турция для координации перехода БТД. Создание Национального совета по диверсификации энергетики может еще больше укрепить доверие инвесторов и обеспечить последовательность политики.

Ставки

Переориентация Казахстана на коридор БТД касается не только торговых путей или пропускной способности трубопроводов. Речь идет об определении места страны в быстро меняющейся ситуации в области энергетики и безопасности.

Приняв решительные меры, Астана может обеспечить свое экономическое будущее, защитить свою независимость и укрепить свою роль надежного партнера в области глобальной энергетической безопасности. Чем дольше она будет ждать, тем более уязвимой она останется.

Рассмотрев возможность возобновления переговоров по отмене поправки Джексона-Вэника, Казахстан более чем готов заключить эту выгодную для США сделку.

В сегодняшнем нестабильном мире цена бездействия быстро растет — и действовать нужно прямо сейчас.

Автор: Нурул Рахимбеков — международный аналитик, специализирующийся на геополитике, международном развитии, государственном управлении и надзоре за инфраструктурой, с более чем двадцатилетним опытом работы в Евразии. Он является основателем и президентом аналитического центра «Центр глобальных гражданских и политических стратегий» в Вашингтоне, политического института, занимающегося геополитическими исследованиями, в том числе в области обхода санкций, сотрудничества в энергетической сфере и региональной безопасности. В годы после распада Советского Союза Рахимбеков сыграл центральную роль в создании одной из первых региональных сетей независимых наблюдателей за выборами и обучении политических партий на постсоветском пространстве. В его биографии — руководство гуманитарными, гражданскими образовательными и законодательными реформами в рамках финансируемых США программ развития в Центральной Азии и Украине (1996–2007). 

Источник: Why America Should Back Kazakhstan’s Shift to the Trans-Caspian Corridor

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников