Европа вкладывает миллиарды в Средний коридор, трансконтинентальный торговый маршрут, соединяющий Китай и Европу через Центральную Азию и Южный Кавказ, но Грузия, возможно, упускает эту возможность, предупреждает Паата Цагарейшвили, глава Исследовательского центра Среднего коридора в Тбилиси.
В интервью Interpressnews Цагарейшвили сказал, что инициатива Европейского союза «Глобальный шлюз» наконец перешла от слов к делу. «Европейский союз уже пошел дальше заявлений, — сказал он. — Он выделил около 12 млрд евро до 2027 года на проекты в области инфраструктуры, энергетики, цифровых технологий и промышленной связи в Центральной Азии». Европейский банк реконструкции и развития также подготовил проекты на сумму 7–8 млрд евро на тот же период.
Цагарейшвили считает, что Грузия, стратегически расположенная между Черным и Каспийским морями, должна быть в центре этого регионального бума. «Невозможно построить эффективный сухопутный мост между Азией и Европой, минуя Грузию, — сказал он. — Но при нынешнем политическом курсе страна рискует остаться в стороне и наблюдать, как другие пожинают плоды».
На другом берегу Каспия преобразования уже заметны. Страны Центральной Азии больше не экспортируют только сырье, они создают промышленность. Например, Казахстан планирует привлечь 10 млрд долларов инвестиций в пять новых металлургических заводов к 2027 году, а Узбекистан реализует программу по развитию химической промышленности стоимостью 5 млрд долларов до 2028 года. За этим последовал рост инфраструктуры: Азербайджан добавил к своему парку 300 грузовых вагонов, 50 локомотивов и 15 электрических поездов, а китайско-казахстанский хаб Хоргос теперь обслуживает 80 международных маршрутов, что в 12 раз больше, чем десять лет назад.
По сравнению с этим инфраструктура Грузии выглядит застрявшей в нейтральном положении. Порты страны по-прежнему полагаются на устаревшее оборудование, а два из самых громких проектов — глубоководный порт Анаклия и расширение порта Поти — по-прежнему находятся в стадии застоя. «Подвижной состав Грузии находится в критическом состоянии», — сказал Цагарейшвили, отметив, что за десять лет парк грузовых вагонов сократился на 41 процент, а почти две трети локомотивов страны имеют возраст более 35 лет. «Координация вдоль коридора имеет решающее значение, — сказал он. — А Грузия отстает».
Каспийское море остается самым большим препятствием Среднего коридора, но даже там страны проводят модернизацию. Казахстанские порты в Актау и Курыке углубляются с пяти до восьми метров, чтобы принимать более крупные суда, а бакинская верфь выпускает новые контейнеровозы для портов Абу-Даби и азербайджанской государственной судоходной компании ASCO. «Это дорогостоящий и технически сложный процесс, — сказал Цагарейшвили, — но, по крайней мере, регион инвестирует в решения».
Цагарейшвили утверждает, что помимо транзита Грузия могла бы занять нишу в более высокодоходных отраслях, если бы правильно расставила приоритеты. В качестве примера того, как страны коридора могут создавать промышленные экосистемы вокруг транспорта, он приводит недавнюю сделку Казахстана с США на сумму 4,2 млрд долларов США по поставке дизельных локомотивов, включая местную сборку. «Раньше у Грузии были мощности по ремонту локомотивов и судостроению», — говорит он. «Мы потеряли это. Теперь мы полностью зависим от других».
Цагарейшвили настаивает, что проблема заключается не только в оборудовании, но и в менталитете. «Средний коридор развивается, — сказал он. — Грузия — нет». По его мнению, чтобы наверстать упущенное, страна должна возобновить сотрудничество с ЕС в области финансирования, ускорить модернизацию портов и железных дорог и интегрировать свою логистическую стратегию со стратегией соседних стран.
Источник: Why Georgia is losing the corridor game
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников