2020 год стал переломным моментом в современной истории Южного Кавказа, поворотным моментом, коренным образом изменившим геополитический ландшафт региона. Азербайджан, после 30 лет терпеливой дипломатии, перемежавшейся военными столкновениями, проявил решительную инициативу и вошел в историю. 44-дневная война той осенью продемонстрировала не только военный потенциал Азербайджана, но и его стратегическую решимость разрешить затяжной карабахский конфликт силой, когда дипломатические каналы оказались исчерпаны. Этот смелый шаг превратил Азербайджан из пассивного игрока, ожидающего международного посредничества, в активного творца своей судьбы и, как следствие, будущего региона.
Послекарабахская победа Азербайджана и последующие стратегические инициативы помогли ему занять прочное место на пути к статусу державы среднего уровня. Используя свое географическое положение на перекрестке Европы и Азии, свои энергетические ресурсы и растущее дипломатическое влияние, Азербайджан продемонстрировал способность формировать региональную повестку дня за пределами своих непосредственных границ. Его активная внешняя политика, ориентированная на конструктивное взаимодействие, экономическую взаимосвязанность и многостороннее сотрудничество, позволила ему развивать партнерские отношения на Южном Кавказе, в Каспийском регионе и за его пределами.
В этом контексте Азербайджан проявил себя как уверенная держава среднего уровня, способная формировать региональные события, а не просто реагировать на них. Однако эта геополитическая трансформация обусловлена не только военными успехами Азербайджана, но и его способностью выстраивать отношения сотрудничества с региональными игроками. Конструктивно взаимодействуя с ведущими региональными игроками, Баку формирует новую региональную парадигму, в которой экономическая взаимосвязанность и политический прагматизм заменяют конфликты и разногласия в качестве основных движущих сил геополитики Южного Кавказа.
Раскрытие потенциала Центральной Азии
Углубление взаимодействия Азербайджана с Центральной Азией является ярким свидетельством его активной региональной стратегии. Визит президента Ильхама Алиева в Казахстан 20–21 октября 2025 года подчеркивает активный и продуктивный политический диалог, поддерживаемый на самом высоком уровне в течение всего года, что свидетельствует о прочном доверии и дружбе между Баку и странами Центральной Азии. Регулярные встречи в рамках крупных международных и региональных мероприятий еще больше укрепили эти отношения, демонстрируя не только взаимопонимание, но и готовность Азербайджана расширять сотрудничество со странами Центральной Азии в политической, экономической и оборонной сферах. Этот визит знаменует собой новый этап партнерства, в рамках которого Азербайджан стремится играть конструктивную роль в содействии региональной интеграции, стабильности и общему процветанию.
Роль Азербайджана в качестве председателя Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в 2024–2026 годах еще раз демонстрирует его растущую значимость в рамках самой инклюзивной региональной системы безопасности в Азии. С момента вступления в эту должность в конце 2024 года Азербайджан реализует амбициозную программу, направленную на институциональное укрепление, секторальное сотрудничество и устойчивое развитие. Важнейшим достижением этого председательства станет принятие Устава СВМДА в 2026 году, который определит правовой статус организации и расширит полномочия ее Секретариата, что повысит оперативный потенциал и авторитет СВМДА.
Укрепление тюркского мира
Отношения Азербайджана с тюркоязычными государствами традиционно характеризовались прочными культурными, языковыми и историческими связями. Однако установление мира и восстановление территориальной целостности открыли качественно новые возможности для сотрудничества не только с братской Турцией, но и со всем тюркским миром. Эти отношения вышли за рамки символической солидарности и охватили конкретные экономические, инфраструктурные и оборонные проекты, которые меняют структуру региональной интеграции.
Одновременно Азербайджан укрепил свои лидерские позиции в тюркском мире. Восстановление мира и территориальной целостности открыло новые возможности для сотрудничества с Турцией и другими тюркоязычными государствами, выйдя за рамки символической солидарности и перейдя к реальным экономическим, инфраструктурным и оборонным проектам. XII саммит Совета глав государств Организации тюркских государств (ОТГ), прошедший в Габале 6–7 октября 2025 года в Азербайджане, стал переломным моментом в этой эволюции. Азербайджан, выступая одновременно и организатором, и концептуальным архитектором саммита, продемонстрировал свою способность определять будущую траекторию тюркского сотрудничества. Саммит был посвящен теме «Региональный мир и безопасность» и продемонстрировал развитие ОТГ из культурно-исторически ориентированной структуры в институт со стратегической глубиной и практическими амбициями. Такие инициативы, как Тюркская сеть стратегического прогнозирования, подчеркивают приверженность Азербайджана институциализированному, долгосрочному совместному стратегическому анализу, разработке политики и ответственному региональному посредничеству, основанному на международном праве и гуманитарных принципах.
Стратегическое партнерство с Вашингтоном
Еще одним значительным событием стало укрепление азербайджано-американского сотрудничества. Соединенные Штаты, признавая стратегическую важность Азербайджана и его потенциальную роль в качестве стабилизирующей силы на Южном Кавказе, углубили взаимодействие с Баку по целому ряду направлений.
Поворотным моментом в этой трансформации стал саммит в Вашингтоне, состоявшийся 8 августа 2025 года. В ходе этого знакового события президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян в присутствии президента США Дональда Трампа подписали совместную декларацию, направленную на установление мирных межгосударственных отношений и открытие новых транспортных и коммуникационных маршрутов, в частности между Азербайджаном и его эксклавом Нахчываном. Саммит также ознаменовал начало реализации «Маршрута Трампа для международного мира и процветания» (TRIPP) — поддерживаемой США инфраструктурной инициативы, обеспечивающей прямое и беспрепятственное сообщение через Армению. Это прорывное соглашение фактически положило конец десятилетиям стагнации, вызванной конфликтом, и заложило основу для регионального мира и экономической интеграции.
Это новое партнерство привлекло значительные инвестиции, о чем свидетельствует меморандум о сотрудничестве между SOCAR и ExxonMobil по изучению новых энергетических потенциалов в Азербайджане. Таким образом, саммит не только обещал прочный мир, но и открыл широкие новые возможности для экономического роста и модернизации инфраструктуры во всем регионе Южного Кавказа.
Прагматичная дипломатия с Европой
Приверженность европейскому взаимодействию была наглядно продемонстрирована участием президента Ильхама Алиева в 7-м саммите Европейского политического сообщества, состоявшемся в Копенгагене (Дания) в октябре 2025 года. Этот саммит предоставил Азербайджану стратегическую площадку для проведения обсуждений на высоком уровне по вопросам континентальной безопасности, экономической устойчивости, миграции и энергетического сотрудничества, а также продемонстрировал его растущую роль как надежного политического и стратегического партнера в Европе.
Участие Азербайджана продемонстрировало его активную дипломатию и решимость добиться признания не только в качестве поставщика энергии, но и в качестве ключевого регионального игрока, способствующего стабильности, интеграции и диалогу на всем континенте. Саммит предоставил президенту Алиеву многочисленные возможности для встреч с европейскими лидерами, включая президентов Франции Эмманюэля Макрона, Молдовы Майю Санду и Украины Владимира Зеленского, а также с премьер-министрами Италии Джорджией Мелони и Нидерландов Диком Схоофом, и с высокопоставленными чиновниками, такими как Урсула фон дер Ляйен и Антониу Кошта. Эти встречи, часто инициированные европейской стороной, подчеркнули растущий интерес Европы к укреплению связей с Баку, как для консолидации существующих партнерских отношений, так и для поиска новых путей сотрудничества.
В более широком смысле укрепление международного статуса Азербайджана отражает его восстановленную территориальную целостность, продемонстрированный государственный потенциал и растущую значимость в энергетической безопасности и логистике Европы благодаря таким инициативам, как Средний коридор. Таким образом, участие в Копенгагенском саммите укрепило имидж Азербайджана как конструктивного игрока на международной арене, способного развивать диалог, укреплять сотрудничество и вносить значимый вклад в долгосрочную безопасность и процветание Европы.
Открытие дверей на Восток: китайское партнерство
Геополитическая реконфигурация Южного Кавказа также привлекла внимание азиатских держав, причем Китай становится особенно важным партнером для Азербайджана. Интерес Китая к региону обусловлен как экономическими, так и стратегическими соображениями, поскольку Пекин стремится расширить и диверсифицировать транспортные сети инициативы «Пояс и путь». Углубление азербайджано-китайского сотрудничества открывает новые возможности не только для самого Азербайджана, но и для всего региона, поскольку создает возможности для распространения опыта на соседние государства.
Официальные визиты президента Ильхама Алиева в Китай в 2025 году значительно продвинули это сотрудничество. В апреле 2025 года в ходе официального государственного визита в Пекин Алиев и председатель КНР Си Цзиньпин установили всеобъемлющее стратегическое партнерство, подписав более 20 двусторонних соглашений в области инфраструктуры, энергетики, упрощения процедур торговли и инициатив в области цифровой экономики. В их числе важное Соглашение о международных мультимодальных перевозках, повышающее эксплуатационную эффективность Среднего коридора как безопасного и надежного торгового пути, соединяющего Китай, Центральную Азию и Европу через Азербайджан. Впоследствии, в конце августа – начале сентября 2025 года, Алиев принял участие в саммите ШОС в Тяньцзине, где провел ряд встреч высокого уровня с высокопоставленными китайскими чиновниками и лидерами других государств региона, укрепив сотрудничество в области транспортных коридоров, возобновляемой энергетики и торговли. Эти встречи закрепили роль Азербайджана как ключевого транзитного узла и способствовали созданию совместных предприятий в критически важных секторах.
Проецирование мира за пределы региона
Еще одним значимым проявлением растущей дипломатической роли Азербайджана на мировой арене стало участие президента Ильхама Алиева в Ближневосточном мирном саммите, состоявшемся 13 октября 2025 года в Шарм-эль-Шейхе (Египет). Присутствие Алиева, приглашенного как президентом США Дональдом Трампом, так и президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси, подчеркнуло репутацию Азербайджана как сбалансированного и авторитетного игрока, способного конструктивно участвовать в сложных международных конфликтах. Целью саммита было укрепление режима прекращения огня в секторе Газа, удовлетворение гуманитарных потребностей и создание основы для более широкого мирного процесса на Ближнем Востоке. Участие Алиева подчеркнуло приверженность Азербайджана поддержке диалога и мира, выходящего за рамки его непосредственных региональных интересов, и продемонстрировало его влияние как средней державы в мировой дипломатии.
Роль Азербайджана в мирном процессе была не случайной, а отражала его более широкую внешнеполитическую стратегию, основанную на прагматизме, нейтралитете и конструктивном взаимодействии. Эта сбалансированная дипломатия заслужила доверие таких влиятельных центров, как Вашингтон, Каир и Доха, позиционируя Азербайджан как желанного партнера в региональной мирной повестке. Участие президента Ильхама Алиева символизировало этот дипломатический баланс, подтверждая способность Азербайджана содействовать диалогу между различными сторонами и вносить значимый вклад в решение неотложных гуманитарных и связанных с безопасностью проблем на Ближнем Востоке.
В заключение, многогранная внешняя политика Азербайджана с 2020 года демонстрирует замечательную трансформацию из постконфликтного государства в уверенную и влиятельную среднюю державу. Благодаря решительным действиям в карабахском конфликте Баку зарекомендовал себя как активный архитектор региональных событий, используя военные, дипломатические и экономические инструменты для обеспечения своих национальных интересов и укрепления стабильности на Южном Кавказе. За пределами своего ближайшего соседства Азербайджан стратегически расширил свое влияние за счет углубления связей с Центральной Азией, реализации инициатив в тюркском мире и развития партнерских отношений с такими мировыми державами, как США, Россия и Китай.
В конечном итоге Азербайджан является примером того, как страна скромных размеров может достичь статуса средней державы, превратив исторические вызовы в стратегические возможности, развивая региональные сети сотрудничества и оказывая конструктивное влияние на мировой арене. Его траектория развития показывает, что продуманная дипломатия, экономическая дальновидность и приверженность стабильности и диалогу могут переопределить роль страны в международных делах, сделав Азербайджан региональным лидером и авторитетным игроком в глобальной геополитике.
Автор: Айтадж Махаммадова — эксперт по энергетической безопасности, сотрудничающий с Каспийско-Альпийским обществом.
Источник: How Azerbaijan reshaped South Caucasus geopolitics
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников