Амбиции Казахстана в области атомной энергетики смещаются в восточном направлении, усиливая позиции Москвы и Пекина и оставляя Европе мало пространства для маневра.
Казахстан определил второе место для строительства атомной электростанции в Алматинской области. В то время как ведутся переговоры с потенциальными поставщиками, Китай будет считаться «приоритетным подрядчиком».
Об этом сообщил председатель Агентства по атомной энергии Казахстана Алмасадам Саткалиев во время брифинга в нижней палате парламента (мажилис) в начале этого месяца.
«Наша вторая станция также будет построена на юге страны, где в настоящее время наблюдается дефицит энергии […] Новая станция обеспечит надежное и стабильное энергоснабжение», — сказал Саткалиев на брифинге.
Строительство первой в стране атомной электростанции в селе Улкен Алматинской области уже началось. Контракт был заключен с российской государственной корпорацией по атомной энергии Росатом.
Российская компания построит два энергоблока VVER-1200, при этом ожидается, что процесс займет около 11 лет. На строительство этой атомной электростанции потребуется 14–15 миллиардов долларов, хотя эта цифра может быть пересмотрена.
Приоритет для Китая
Саткалиев подтвердил, что в настоящее время ведутся переговоры со всеми потенциальными поставщиками и участниками тендера. По имеющимся данным, различные международные компании проявили интерес к проекту.
Среди претендентов, в основном тех же компаний, которые участвовали в тендере на первый проект, преимущество, по-видимому, имеет Китайская национальная ядерная корпорация (CNNC).
«Окончательное решение по CNNC еще не принято. Однако, исходя из представленных предложений, мы считаем ее приоритетным подрядчиком», — пояснил Саткалиев.
Компания предлагает свой реактор HPR1000, также известный как China Dragon One, — передовую атомную технологию с расчетным сроком службы 60 лет и коэффициентом использования более 90%.
Энергетическая безопасность на первом плане
Президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно подчеркивал важность энергетической безопасности и независимости как стратегического приоритета, в последний раз — во время Казахстанской энергетической недели 2025.
Отметив различные крупномасштабные проекты, направленные на укрепление энергетической устойчивости, Токаев также отметил «значительный вклад» международных партнеров в эти «важные инициативы».
Кроме того, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) одобрило еще один участок для потенциального строительства атомной электростанции в восточном регионе Казахстана Абай, недалеко от города Курчатов.
По указанию Токаева — и с учетом выгодного положения страны на мировом рынке урана — стратегия энергетической безопасности Казахстана, по-видимому, прочно основана на атомной энергетике, которая представляется ключевым элементом энергетического перехода.
Возрождение атомной энергетики
Казахстан является крупнейшим в мире производителем урана, на долю которого приходится около 12% мировых запасов. Однако с 1990-х годов, когда был закрыт Семипалатинский испытательный полигон, в стране не работает ни одна атомная электростанция.
Несмотря на болезненные воспоминания, связанные с этим полигоном, страна сталкивается с растущим спросом на энергию. Официальные лица утверждают, что существует явная необходимость возродить атомную энергетику, одновременно сокращая зависимость от импорта и ископаемого топлива.
В настоящее время Казахстан импортирует электроэнергию для покрытия дефицита, в основном из России. Недавние отчеты подчеркивают рекордный разрыв между производством и потреблением электроэнергии, что требует импорта для покрытия дефицита.
Энергетический баланс страны по-прежнему в значительной степени зависит от ископаемого топлива, причем уголь обеспечивает около 50% как энергетических потребностей, так и производства электроэнергии. Правительство стремится диверсифицировать энергетику за счет развития атомной энергетики наряду с расширением мощностей возобновляемых источников энергии.
А как же Европа?
Хотя казахстанские чиновники настаивают, что окончательное решение еще не принято, явное преимущество Китая может отбить охоту у европейских конкурентов, которые уже были отстранены от участия в предыдущем тендере.
Французская компания EDF была единственной европейской компанией, вошедшей в шорт-лист на строительство первой АЭС, но в конечном итоге не смогла получить контракт, несмотря на согласованные дипломатические усилия.
В то время Агентство по атомной энергии Казахстана обосновало свой выбор, подчеркнув комплексный характер победивших предложений и отметив, что только Россия и Китай способны самостоятельно предоставить полный спектр услуг — от финансирования и подготовки персонала до проектирования, строительства и обращения с отработанным топливом.
Несмотря на попытки Европейского союза углубить сотрудничество с Казахстаном и более широким регионом Центральной Азии, такие события подчеркивают трудности, с которыми сталкиваются европейские компании, конкурируя за крупные возможности в регионе.
Будущее атомной энергетики Казахстана все больше определяется его восточными партнерами, с которыми финансирование, технологии и политическая воля согласуются более гармонично. Для Европы, стремящейся расширить свое присутствие в Центральной Азии, реальность может заключаться в том, что никакие дипломатические усилия не смогут изменить баланс сил — по крайней мере, в том, что касается атомной энергетики.
Источник: China gains edge as Kazakhstan unveils plans for second Almaty nuclear plant
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников