Российские оппозиционеры ожидали репрессий со стороны Кремля, но не рассчитывали на помощь Запада.
Свобода передвижения и свобода мысли еще больше сужаются для россиян, выступающих против путинского режима. Это является результатом не только продолжающейся кампании репрессий со стороны Кремля, но и все более враждебных решений США и Европы, направленных против отдельных россиян.
Сейчас существует риск того, что продемократически настроенные российские граждане могут столкнуться за рубежом с еще более жестоким обращением, чем во времена холодной войны.
Во-первых, ситуация внутри России. Этим летом власти ужесточили контроль над видео- и аудиосвязью, подавив видео- и аудиотрафик в WhatsApp и Telegram. Это был важный шаг, и кремлевцы понимали, что он будет нежелателен для большинства россиян, поскольку именно так большинство россиян общаются с друзьями и родственниками во внешнем мире.
В рамках того же решения власти атаковали мобильный интернет: во все большем числе городов и поселков по всей стране пользоваться интернетом на смартфонах становится практически невозможно. Возможность в любой момент связаться с любым россиянином из-за рубежа простым звонком уходит в прошлое.
В новых реалиях звонящему приходится ждать, пока собеседник вернется домой, подключится к Wi-Fi и активирует все доступные VPN-сервисы, чтобы иметь возможность поговорить, при этом нет никакой гарантии стабильного соединения.
Во-вторых, стены вокруг россиян возводят и другие. США изменили свои визовые правила, определив лишь два города в мире, куда россияне могут подавать заявления: Варшаву в Польше и Астану в Казахстане. (США прекратили выдачу виз россиянам, находящимся в России, в 2021 году, но до сих пор подавать заявления можно было в большинстве других стран.)
Учитывая, что Варшава давно запрещает въезд россиянам без вида на жительство в Польше, посещение Казахстана теперь остается единственным вариантом для тех, кому требуется разрешение на въезд в США.
Но для журналистов в изгнании, а также политических активистов и оппозиционных политиков требование отправиться в Казахстан очень опасно. Страна полностью сотрудничает с Москвой в экстрадиции российских «нарушителей порядка», что делает посещение этой страны скорее всего быстрым путем в российскую тюрьму.
Теперь европейские чиновники рассматривают возможность возведения этих заборов еще выше.
3 сентября стало известно, что 19-й пакет санкций Евросоюза (ЕС) может включать запрет на выдачу гражданам России так называемых европейских туристических виз (типа С).
Требование ужесточения правил возникло после того, как в новостях появились сообщения о растущем числе российских туристов, возвращающихся на континент. Рост наблюдался в основном в традиционных курортных зонах, таких как Франция, Испания и Италия, согласно данным о проживании и аренде отелей через такие платформы, как Booking.com и Airbnb, а также о выданных визах (например, количество проживаний россиян в отелях Италии и Франции выросло более чем на 19% в 2024 году).
В ответ на это Юлия Навальная, лидер российской оппозиции, опубликовала в Twitter/X призыв разграничить ответственность режима и ответственность рядовых россиян, назвав введение такого запрета «серьезной ошибкой».
Ее пост вызвал гневную реакцию. Некоторые спрашивали, почему россияне должны потягивать капучино в Париже, пока украинцы прячутся от ракет?
К этому этическому аргументу можно добавить элемент безопасности: российские диверсионные операции становятся все смелее и опаснее.
На первый взгляд, вполне логично попытаться сократить количество атак в Европе, совершаемых российскими спецслужбами, сократив число россиян на европейской территории.
Но так ли все просто, как кажется?
Проблема безопасности, конечно, реальна, но к ней следует подходить со всей серьезностью: это вопрос российского проникновения и тайной деятельности. Это проблема европейской безопасности, а не европейских политиков.
Возьмем, к примеру, Великобританию, где проживает не менее 50 тысяч человек, родившихся в России. Многие приняли британское гражданство, а небольшая часть из них — давние российские агенты. Комитет по разведке Палаты общин оценивает влияние России в Великобритании как существенное. «Хотя олигархи и их деньги были наиболее заметной частью российской диаспоры, — заявил он в 2020 году, — ... события выявили большое количество россиян в Великобритании, находящихся на противоположной стороне».
Это справедливо для всей Европы, и, тем не менее, большинство этих людей не будут затронуты изменениями визового режима. Также примечательно, что когда российские спецслужбы в последние годы использовали нанятых на месте агентов, то, как правило, это были не россияне. Возьмем, к примеру, случай с участием украинцев и румын, а также случай с участием болгар.
В то же время полный запрет на краткосрочные визы означал бы, что российские диссиденты и активисты, борющиеся с режимом Путина в России, потеряли бы всякую надежду покинуть страну или даже переехать в Европу. Эта политика диаметрально противоположна политике времен холодной войны, когда диссиденты нашли пристанище на Западе.
С политической точки зрения, аргументы в пользу полного запрета просто несостоятельны. Кремль развязал эту войну не только против Украины, но и против Запада. Речь идет не только о географии и территории Украины — речь идет об идеологии. И, в конечном счете, о ценностях.
Свободы, включая свободу общения и передвижения, являются ее неотъемлемыми элементами. Именно поэтому методы обхода интернет-цензуры разрабатываются на Западе, а не в Китае, России или Иране — странах, где ограничения являются основой выживания режима.
Более того, блокировать Россию просто бессмысленно. Долговременной безопасности в Европе не будет без политических перемен в России, а эти перемены всегда происходили благодаря контактам с Западом. Российские и советские диктаторы понимали это. Именно поэтому они изолировали страну.
Зачем помогать им снова делать это? Почему бы вместо этого не использовать любую возможность, чтобы проделать ещё одну дыру в этих заборах?
На этой неделе домен Agentura.ru — сайт, где мы с 2000 года расследовали деятельность российских спецслужб, — был закрыт. Не ФСБ, как можно было бы ожидать, а литовской хостинговой компанией Hostinger, которая ссылалась на санкции.
Годами нас спрашивали: «Зачем оставаться на домене «.ru»? Почему бы не перейти на международные домены, как это делают другие независимые российские СМИ в изгнании?»
Наш ответ всегда был одинаковым: мы запустили наш проект в сентябре 2000 года, как раз когда Путин пришел к власти, на домене «.ru» — намеренно — потому что он был частью российского интернета, который тогда был пространством, полным надежд, потенциала и, да, свободы. Так зачем же уступать это пространство путинским дружкам?
Когда мы запустили Agentura, The New York Times описала его как «сайт, пришедший с холода, чтобы раскрыть российские секреты». Двадцать пять лет спустя политическая атмосфера холоднее, чем когда-либо. Но можем ли мы действительно притворяться, что можем справиться с этим, просто закрыв за собой дверь?
Авторы: Ирина Бороган и Андрей Солдатов — внештатные старшие научные сотрудники Центра анализа европейской политики (CEPA). Они — российские журналисты-расследователи и соучредители Agentura.ru, организации, следящей за деятельностью российских спецслужб. Их книга «Наши дорогие друзья в Москве: история сломанного поколения» вышла в июне.
Источник: Russians Walled-In by Both East and West
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников