Геополитика

Мирное соглашение между Баку и Ереваном и Средний коридор

The National Interest

15.09.2025

Мир на Кавказе может стать краеугольным камнем для соединения Европы и Центральной Азии через Средний коридор.

В августе премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев подписали в Вашингтоне мирное соглашение при посредничестве США, официально положив конец десятилетиям военных действий. Центральным элементом соглашения является «Маршрут Трампа для международного мира и процветания» (TRIPP), более известный как Зангезурский коридор. 

Коридор представляет собой короткий, но стратегически важный участок земли на юге Армении, который соединяет материковый Азербайджан с его Нахичеванским эксклавом и Турцией. По соглашению, Армения сохраняет суверенитет, но Соединенные Штаты получили права на развитие и управление коридором через консорциум в течение 99 лет.

Хотя это соглашение разрешает давний региональный спор, его значение выходит за рамки Армении и Азербайджана. TRIPP — это фактически новое звено Транскаспийского «Среднего коридора», торгового пути с востока на запад, соединяющего Китай с Европой через Казахстан, Каспийское море, Южный Кавказ и Турцию. Ближний коридор становится стратегической альтернативой для глобальных цепочек поставок, и мирное соглашение дает Вашингтону возможность играть непосредственную роль в его развитии.

Растущий вес Среднего коридора

Средний коридор, также известный как Транскаспийский международный транспортный маршрут, набрал популярность после того, как война в Украине нарушила маршруты через Россию. Когда-то считавшийся вспомогательным, он все чаще рассматривается как центральная артерия для евразийской торговли. В первой половине 2025 года объем грузоперевозок по этому коридору достиг 2,3 миллиона тонн, что примерно на 7 процентов больше, чем в предыдущем году. Правительства стран, расположенных вдоль маршрута, вкладывают значительные средства в поддержание этого роста.

Казахстан, ключевое государство в коридоре, ускорил реализацию крупных инфраструктурных программ. Ведется работа над двухпутной железнодорожной линией Достык – Мойынты и железнодорожным объездом Алматы, проектами, призванными устранить препятствия на границе с Китаем и внутри страны. Правительство намерено увеличить объемы транзитных грузов до 100 миллионов тонн к 2035 году. Кроме того, президент Касым-Жомарт Токаев сделал модернизацию транспорта центральным пунктом своей повестки дня.

В период с настоящего момента до 2030 года Казахстан планирует модернизировать или построить более 5 тысяч километров железнодорожных линий и отремонтировать 11 тысяч километров существующих путей, что вдвое превышает масштаб работ за весь период после обретения независимости. На западном конце коридора Казахстан в июне открыл мультимодальный терминал в грузинском порту Поти с годовой пропускной способностью 120 тыс. тонн. В Актау на Каспии пропускная способность контейнерных перевозок увеличивается примерно со 140 тыс. до 240 тыс. двадцатифутовых эквивалентов (ДФЭ).

Эти инвестиции дополняются «мягкой инфраструктурой». Участники коридора — Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция — внедряют единый цифровой транзитный документ и гармонизируют таможенные процедуры, поддерживаемые Европейской экономической комиссией ООН в разработке стандартов мультимодальных цифровых грузоперевозок. В совокупности эти шаги свидетельствуют о том, что коридор становится целостной торговой системой.

В этом контексте Зангезурский коридор заполняет недостающий пробел в Среднем коридоре. После разработки он позволит товарам из Центральной Азии и через Каспий идти напрямую через Азербайджан в Турцию и Европу без пересадок через Иран или Россию. Надежность и пропускная способность маршрута значительно возрастут.

Поскольку соглашение передает разработку TRIPP под управление США, Вашингтон получает редкую возможность определять стандарты и финансирование торговой артерии на Южном Кавказе. Армения сохраняет суверенитет, но долгосрочная аренда коридора Соединенными Штатами означает, что американские компании и институты будут играть центральную роль в его строительстве и эксплуатации. Это присутствие неизбежно выйдет за рамки инфраструктуры и станет источником экономического и политического влияния.

Стратегические последствия Среднего коридора

Таким образом, мирное соглашение влечет за собой последствия, выходящие далеко за рамки урегулирования конфликта. Для Вашингтона выделяются три из них.

Первое — стратегическое присутствие. Взяв на себя ответственность за TRIPP, Соединенные Штаты приобретают влияние в географическом узле, связывающем Европу, Ближний Восток и Центральную Азию. Вторая — коммерческая возможность. Необходимость инвестиций в железнодорожное сообщение, энергетику, телекоммуникации и логистику в рамках как TRIPP, так и более широкого Среднего коридора создает возможность для американских компаний вступить в цепочки поставок, более безопасные с геополитической точки зрения и соответствующие санкциям. Это может расширить рынки для американских компаний в области инжиниринга, логистики и цифровых услуг, одновременно внедряя американские стандарты в работу коридора.

Третье — это более широкая геоэкономическая игра. С созданием TRIPP у Вашингтона появляется возможность усилить свое влияние на всей дуге Каспий – Центральная Азия, увязав инфраструктуру с инвестициями и инициативами в области управления. Это позволит Соединенным Штатам представить себя в качестве партнера в Евразии, который предлагает альтернативу китайской инициативе «Пояс и путь».

Между тем, поддержка Среднего коридора должна рассматриваться как со стратегической, так и с экономической точек зрения. Расположение Казахстана делает его незаменимым для успеха коридора, и страна неоднократно подчеркивала свое стремление к более тесному экономическому сотрудничеству с Соединенными Штатами. Это сотрудничество не должно ограничиваться транспортом. Казахстан обладает одними из крупнейших в мире запасов критически важных минералов, включая уран и редкоземельные элементы, которые приобретают все большее значение для безопасности цепочки поставок США. Увязывание развития логистики с сотрудничеством в области ресурсов может помочь диверсифицировать американский доступ к стратегическим товарам.

Шаги, которые могут предпринять Соединенные Штаты

Существует несколько практических способов, с помощью которых Вашингтон мог бы поддержать развитие Среднего коридора. Один из них — помощь в продвижении цифровых и нормативных стандартов, от совместимых грузовых платформ до упрощенных таможенных режимов, что позволит сократить время транзита и снизить затраты. Другой способ — партнерство с Казахстаном в модернизации важнейших железнодорожных и портовых сооружений, лежащих в основе коридора, таких как модернизация каспийских портов Актау и Курык.

Техническое и коммерческое участие США в этих проектах повысит надежность коридора, одновременно углубив двусторонние экономические связи. Третий вариант — это согласование транспортного сотрудничества с инициативами в области поставок полезных ископаемых, что позволит интегрировать развитие коридора в более широкие экономические приоритеты США.

Ни один из этих шагов не требует выделения больших новых ресурсов. Однако они требуют политического внимания и признания того, что евразийские связи имеют стратегическое значение для Вашингтона.

Мирное соглашение между Арменией и Азербайджаном было представлено в первую очередь как прорыв в разрешении одного из самых укоренившихся конфликтов на постсоветском пространстве. Однако его долгосрочное значение заключается в том, как он связывает Соединенные Штаты со Средним коридором. Закрепив за собой TRIPP, Вашингтон получает стратегический плацдарм, новые коммерческие возможности и роль в формировании экономического будущего Евразии.

Сейчас задача состоит в том, чтобы не праздновать саму сделку, а рассматривать ее как отправную точку для устойчивого взаимодействия. Средний коридор становится важнейшим звеном мировой торговли, и поддержка его развития в партнерстве с Казахстаном, Азербайджаном, Грузией, Турцией и Арменией напрямую соответствует интересам США.

Автор: Майкл Росси — преподаватель политологии в Ратгерском университете Нью-Джерси, США, и приглашенный профессор Вебстерского университета, Ташкент.

Источник: What the Armenia-Azerbaijan Peace Deal Means for the Middle Corridor

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников