Случай с 15-летним подростком, который умер в Таджикистане в результате «показательных телесных наказаний», примененных его отцом, вновь привлек внимание к проблеме домашнего насилия. По некоторым данным, 60% детей в возрасте до 14 лет в стране являются жертвами домашнего насилия. И несмотря на законодательные запреты, сегодня проблема усугубляется «демонстрационными видео», которые отправляются родственникам или выкладываются в социальные сети в поисках общественного одобрения.
Недавний случай в Таджикистане потряс не только местное население, но и общество в целом в странах Центральной Азии, где до сих пор действует правило «я воспитываю своего ребенка так, как считаю нужным», без вмешательства сверху или извне.
Отец, заподозривший своего сына в краже, жестоко избил его, привязал к машине и таскал по дороге, пока тот не умер. Телесные наказания детей считаются нормальным явлением в этих районах: шлепки за плохие оценки в школе, физическое насилие как средство убеждения и порка ремнем за непослушание.
Инцидент в Таджикистане, в 60 километрах от столицы Душанбе, произошел с 40-летним отцом, который отругал своего 15-летнего сына, якобы укравшего 600 сомони (60 долларов), и сам снял его наказание на видео и распространил ролик в наглядных целях.
Это не первый подобный случай в Таджикистане. В ноябре 2024 года на другом видео 54-летняя женщина избивала палкой пятерых маленьких детей, которые кричали и пытались защититься, свернувшись калачиком на земле.
Этот инцидент произошел в Хатлонской области, и в нем участвовала бабушка по материнской линии со своими внуками в возрасте от 3 до 7 лет. В этом случае женщина была арестована по обвинению в жестоком обращении с детьми. Также в этом регионе другая 35-летняя женщина избила своего 10-летнего сына на улице на глазах у прохожих, которые выложили видео, на котором ребенок запечатлен с кровоточащим носом.
Официальная статистика этих стран показывает, что около 40% местного населения моложе 28 лет, а в одном только Таджикистане в 2024 году было зарегистрировано чуть менее тысячи актов насилия, не считая тех, что остались в пределах дома.
Многие из этих несовершеннолетних получили травмы и ущерб физическому и психологическому здоровью, некоторые из которых оказались весьма серьезными. И это несмотря на то, что в 2024 году Таджикистан стал второй страной Центральной Азии после Туркменистана, где телесные наказания детей были запрещены законом, однако данные показывают, что более 60% детей в возрасте до 14 лет продолжают от них страдать.
В апреле этого года в Узбекистане также был принят закон «О защите детей от всех форм насилия», который запрещает родителям использовать телесные наказания в качестве средства воспитания своих детей.
Причиной этого решения стала публикация исследования ЮНИСЕФ, согласно которому 62% узбекских детей в возрасте до 14 лет регулярно подвергаются насилию в семье в воспитательных целях. В докладе указывается, что в Казахстане этот показатель составляет 53%, 38% из которых — в возрасте от 1 до 2 лет. Астане также рекомендовано принять меры в этом отношении как в семьях, так и в школах.
Кыргызстан заявил о своем намерении утвердить запрет на насилие над детьми в течение этого года, однако до сих пор законопроект по этому вопросу не представлен. Также было опубликовано видео из Ноокенского района Кыргызстана, на котором видно, как мужчина бьет свою маленькую дочь по голове, приказывая ей не плакать, надеть подгузник и лечь спать.
Директор центра семейного консультирования «Счастливая семья» в Алматы (Казахстан) Елжас Ертануйлы опубликовал книгу под названием «Воспитание без наказания», объясняя, что взрослые все еще думают, что могут добиться «быстрых результатов» с помощью этих методов.
Многие думают: «Зачем тратить время на объяснение того, что правильно или неправильно, если достаточно просто кричать и угрожать?» — комментирует Ертануйлы, а «агрессия по отношению к детям — это признак слабости взрослых, их эмоциональной нестабильности и неспособности справиться со стрессом родительской ответственности, к которой они, похоже, совершенно не готовы». И это зависит не от уровня образования, а от «незнания семейных ценностей».
Как говорит Мадина Шарипова, психолог из Душанбе, «эти методы передаются из поколения в поколение, и дети, подвергшиеся насилию, однажды выместят его на своих собственных детях».
Многие отмечают, что современные средства коммуникации усугубляют проблему: распространяются «показательные видео», которые рассылаются родственникам и всем пользователям социальных сетей в поисках социального одобрения.
Многие из этих «образцовых карателей» живут в условиях крайней бедности и маргинализации и стремятся «возвыситься» в социальном плане за счет домашнего насилия, которое придает извращенную форму «традиционному достоинству», особенно для тех взрослых, которым родственники-мигранты доверили своих детей, будучи уверенными, что оставляют их в надежных руках.
Автор: Владимир Розанский
Источник: Violence against children in Central Asia
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников