Жителям становится все труднее передвигаться: центральные улицы очищаются в ожидании проезда кортежей, а на боковых улицах автомобили выстраиваются в колонны. Граждане вынуждены ходить пешком в жаркую погоду. В Ташкенте «очистка» центра города может принимать «крайние» формы: бронетранспортеры открывают огонь по автомобилям, которые преграждают дорогу.
В столицах центральноазиатских стран — Душанбе, Бишкеке, Астане и Ташкенте — становится все труднее передвигаться по переполненным улицам, особенно когда высокопоставленные чиновники из других стран прибывают для участия в саммитах или встречах, и движение полностью парализуется.
В лучшем случае граждане терпеливо ждут, пока заблокированные дороги вновь откроются и транспорт возобновит движение; в худшем случае многие оказываются «временно» перемещенными в сельскую местность или другие города, как это регулярно происходит в туркменской столице Ашхабаде.
Даже в жарком июльском зное, при температуре выше 40 градусов и полном отсутствии ветра, жители Душанбе переживали адские дни, передвигаясь только пешком, стараясь не попасться на глаза полиции и дорожным инспекторам, стоявшим через каждые 50 метров на улицах, где рестораны и магазины были закрыты.
Центральные дороги остаются пустынными, ожидая проезда кортежей властей, в то время как автомобили безнадежно скопились на узких улочках пригородов. После оглушительных сирен различных полицейских машин и парада лимузинов с тонированными стеклами можно попытаться вздохнуть с облегчением, даже при отсутствии прохладного воздуха.
Так прошли последние несколько недель почти во всех столицах Центральной Азии, с историческими визитами президента Монголии и его свиты чиновников и бизнесменов. В репортаже Azattyk рассказывается о гражданах, которые опоздали на работу более чем на час и получили выговоры и наказания от своих начальников.
Как объясняет таджикский журналист Парвиз, такси, которые обычно стоят 18 сомони (чуть больше доллара), «во время официальных визитов берут от 60 до 70 сомони, потому что им приходится объезжать весь город, чтобы подвезти вас к месту назначения».
В Ташкенте «уборка» центра города для прохождения процессий также может принимать крайние формы, как в 2024 году, когда служба безопасности президента Шавката Мирзиёева открыла огонь по автомобилю, который преграждал дорогу. Этот инцидент был заснят на видео и распространился в интернете.
К счастью, водитель не получил серьезных травм, но ему было предъявлено обвинение в «сопротивлении государственному служащему». Подобный инцидент произошел и в прошлом году, когда из пулеметов обстреляли автомобиль, который не успел вовремя уступить дорогу, с целью «восстановления порядка в общественном месте».
Когда в мае прошлого года в Узбекистан прибыла премьер-министр Италии Джорджия Мелони, студентов выгнали из университетских общежитий, расположенных между аэропортом и центром Самарканда, и они были вынуждены бродить по другим районам в течение всего дня, а занятия в школах были приостановлены.
Не менее строгие меры безопасности были приняты в Бишкеке, опять же в связи с визитом президента Монголии Ухнаагийна Хурэлсуха, когда дороги были закрыты «только на время проезда кортежа», согласно официальным уведомлениям с извинениями за неудобства, но город оставался полностью парализованным в течение всего дня, и даже туристы в районе Иссык-Куля, в 200 километрах от столицы, не могли вернуться домой из-за блокировки всех дорог.
Власти несколько раз с задержками и противоречиями публиковали уведомления об ограничении движения, всегда ссылаясь на «необходимость обеспечения общественного порядка», но во многих комментариях эти ситуации описывались как «нарушения свободы передвижения».
Автор: Владимир Розанский
Источник: Summits and traffic jams ‘paralyze’ Central Asian capitals
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников