Российские энергетические компании испытывают проблемы с финансированием, что ставит под сомнение возможность Росатома, российского агентства по атомной энергии, выполнить свои обязательства по строительству первой атомной электростанции в Казахстане.
Проблемы с финансированием уже привели к тому, что другая российская государственная компания, Интер РАО, не смогла построить три тепловые электростанции в Казахстане.
Во время выступления 30 июля перед Государственной комиссией РФ по энергетике Андрей Петров, высокопоставленный представитель Росатома, открыто признал, что Росатом обращается за государственной поддержкой. У компании есть ресурсы для выполнения текущих работ, но к 2027 году ей потребуются финансовые вливания для реализации новых проектов, указал Петров.
Представители Росатома были несколько осторожны в уточнении того, какую именно поддержку они ищут, и уклонялись от указания суммы. Например, глава Росатома Алексей Лихачев недавно заявил, что компания просит правительство «предоставить специальные ресурсы», согласно сообщению, опубликованному информационным агентством «Интерфакс».
В 2024 году чиновник Росатома, говоря о программе создания плавучих атомных электростанций, отметил, что Росатом ограничен в возможностях финансирования из-за международных санкций против России и нуждается в субсидируемых государством низкопроцентных кредитах, чтобы компания могла сохранить лидерство в отрасли по ряду направлений. В настоящее время Росатом занимает около 50 процентов мирового рынка атомной энергетики и работает даже в нескольких странах-членах НАТО, таких как Турция и Венгрия.
«Единственный способ сохранить лидерство по этому продукту [плавучим атомным электростанциям] - субсидировать экспорт еще больше, чем сейчас», — цитирует «Интерфакс» слова Владимира Аптекарева, топ-чиновника дочерней компании Росатома АО «Атомэнергомаш», сказанные в 2024 году, ссылаясь на конкуренцию со стороны Китая.
Российское правительство, учитывая огромную нагрузку на государственный бюджет, вызванную военными действиями в Украине, до сих пор сопротивлялось просьбам энергетических компаний об увеличении поддержки. Представители Росатома признали, что отсутствие помощи препятствует усилиям по строительству новых типов тепловых и атомных блоков, известных как блоки «Шельф-М» и «Елена-АМ».
Нехватка денежных средств у российского правительства, по-видимому, является причиной задержек в строительстве трех запланированных казахстанских тепловых электростанций в Кокшетау, Семее и Усть-Каменогорске. Интер РАО подписала контракт на строительство этих трех станций сметной стоимостью около 2,7 миллиарда долларов, а финансирование должно было осуществляться российскими государственными структурами. Но деньги так и не поступили.
31 июля заместитель премьер-министра Казахстана Роман Скляр подтвердил, что Казахстан отказывается от контракта с Интер РАО и будет строить заводы своими силами, сообщают СМИ.
«Когда компания [Интер РАО] брала на себя обязательства по строительству этих объектов, она должна была получить экспортное финансирование по низкой ставке. К сожалению, они не смогли этого сделать, поэтому было принято решение строить их самостоятельно», — сказал он.
Решение правительства Казахстана отказаться от участия Интер РАО в проектах тепловых станций сразу же вызывает вопросы о судьбе сделки Росатома по строительству первой в Казахстане атомной электростанции.
Когда в июне Агентство по атомной энергии Казахстана объявило, что Росатом возглавит консорциум по строительству АЭС на берегу озера Балхаш, оно указало, что сделка зависит от способности российской компании организовать финансирование. «Начата проработка вопроса о привлечении государственного экспортного финансирования за счет средств Российской Федерации», — говорилось тогда в заявлении Агентства по атомной энергии Казахстана (КАЭА).
В это же время, в июне, казахстанские власти сделали неожиданное заявление о том, что они предоставляют контракт китайской Национальной ядерной корпорации (CNNC) на строительство второй атомной электростанции. В то время наблюдатели расценили это заявление как продуманный шаг, направленный на то, чтобы два могущественных соседа Казахстана, Россия и Китай, остались довольны. Но в ретроспективе этот шаг можно рассматривать и как хеджирование.
31 июля Казахстан, похоже, выразил вотум недоверия способности Росатома обеспечить строительство атомной станции. Скляр, заместитель премьер-министра, объявил, что CNNC возглавит строительство третьей атомной электростанции в Казахстане. Он отказался сообщить смету расходов на эти проекты, добавив, что местоположение второй и третьей атомных станций еще не определено.
Тем не менее, похоже, что у Казахстана уже есть запасной план на случай, если сделка с Росатомом сорвется.
Источник: Rosatom may whiff on Kazakh nuclear project due to financing yips
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников