Картина свободы прессы в Центральной Азии продолжает ухудшаться: в этом месяце суд в Кыргызстане закрыл критическую телекомпанию за «сарказм и мимикрию» и приговорил блогера к условному сроку за язвительные посты в Facebook. Тем временем в Казахстане известные журналисты сообщают об исчезновении страниц в социальных сетях, кибератаках и преследованиях.
А законодатели обеих стран предпринимают шаги по ужесточению государственного контроля над прессой.
9 июля районный суд Бишкека вынес решение о закрытии «Апрель ТВ» — русскоязычного канала, вещавшего на YouTube и публиковавшего новости в социальных сетях, — приняв решение в пользу прокуроров, утверждавших, что использование каналом сарказма, мимики и экспрессивных высказываний «подрывает государственную власть», сообщают местные СМИ.
Канал «негативно влияет на психологическое состояние людей и общества в целом, — написал в своем решении судья Толонду Самаков. — Кроме того, насмешки, сарказм журналистов, коллажи и карикатуры... оскорбляют гражданскую честь народа и личность всенародно избранного президента Кыргызской Республики».
Это решение — удар по свободе слова, сказал адвокат канала Акмат Алагушев в интервью Current Time TV, который является филиалом Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС), 10 июля.
«По сути, требования прокурора сводятся к тому, что вы не должны критиковать государство», — сказал он.
Закрытие «Апрель ТВ» знаменует собой очередной поворот в борьбе президента Садыра Жапарова и главы службы безопасности Камчыбека Ташиева с критикой, в результате которой журналисты были допрошены и заключены в тюрьму, а новостное агентство Kloop выдворено из страны.
Жапаров, однако, решительно отверг предположения о том, что его администрация подавляет свободу слова.
«В нашей стране никогда не будет давления на свободу слова, — сказал он в интервью агентству Kabar 5 июля. — Критикуйте нас как хотите. Мы прекрасно воспринимаем критику».
«Апрель ТВ» был основан бывшим президентом Кыргызстана Алмазбеком Атамбаевым в 2018 году. Впервые у канала возникли проблемы с властями после того, как Атамбаев рассорился со своим преемником, президентом Сооронбаем Жээнбековым, и в 2019 году полиция провела обыск в офисе «Апрель ТВ», изъяла оборудование и аннулировала лицензию на вещание.
После того как Жээнбеков был свергнут в результате революции 2020 года, «Апрель ТВ» восстановил свою лицензию и разорвал связи с Атамбаевым в 2022 году. В последние годы телеканал сосредоточился на YouTube и социальных сетях, где часто транслировал голоса оппозиции и отличался сардоническим юмором, направленным на чиновников, включая Жапарова и Ташиева.
Прокуроры подали иск против «Апрель ТВ» весной этого года и во время июньского процесса основывали свою версию на нескольких примерах их информационных программ и экспертах, один из которых показал, что «те, кто живет в сельской местности и пастухи», могут воспринять сарказм канала как факт, сообщает местное издание Kaktus.
За неделю до вынесения решения Государственный комитет по национальной безопасности, который возглавляет Ташиев, допросил по меньшей мере семь нынешних и бывших сотрудников «Апрель ТВ», в том числе одного, который не работал там уже много лет, сообщает Kloop.
«Скорее всего, это какое-то психологическое давление», — сказал директор канала Дмитрий Ложников в интервью Current Time TV, добавив, что, по его мнению, власти могут попытаться возбудить уголовное дело против него и других сотрудников.
Допросы сотрудников «Апрель ТВ» повторяют допросы пяти нынешних и бывших сотрудников Kloop, проведенные в прошлом месяце, по данным издания, которое сейчас работает в изгнании. Двое остаются под стражей.
Кроме того, 8 июля тот же районный суд Бишкека приговорил блогера Канышай Мамыркулову к четырем годам условно за записи в Facebook в марте, высмеивающие риторику властей по поводу соглашения о границе с Таджикистаном, сообщает Кыргызская служба РСЕ/РС. Она находилась в тюрьме более трех с половиной месяцев.
Жапаров высказался по этому делу в своем интервью 5 июля. По словам президента, ее посты были провокацией, «подливающей масла в огонь между двумя правительствами. Это не свобода слова».
На этом фоне Жогорку Кенеш, парламент Кыргызстана, одобрил пару законопроектов, которые, по мнению критиков, резко усилят государственный контроль над прессой.
Законопроект «О средствах массовой информации», если Жапаров его подпишет, потребует от всех СМИ, публикующихся в Интернете на территории страны, государственной регистрации и предоставит кабинету министров исключительное право устанавливать требования к регистрации.
«Это будет означать, что все неугодные СМИ, которые пишут любую критику или любое альтернативное мнение, просто не будут зарегистрированы и не смогут размещать информацию на своих сайтах», — сказал 25 июня в интервью Current Time TV бишкекский юрист и журналист Семетей Аманбеков.
Первоначально законопроект был предложен в 2022 году, но резкие протесты гражданского общества заставили Жапарова создать комитет с участием представителей СМИ, который разработал компромиссный вариант закона. Этот вариант был первоначально представлен в этом году, но 16 июня парламентский комитет отменил компромисс, и 25 июня законодатели приняли законопроект, практически идентичный первому варианту, сообщила русская служба немецкой вещательной компании Deutsche Welle.
Второй законопроект, который Жапаров подписал 11 июня, наделяет министерство внутренних дел правом налагать штрафы в размере до 229 долларов на физических лиц и 743 долларов на юридических за распространение «ложной или недостоверной информации». Сторонники закона говорят, что он необходим для того, чтобы остановить распространение фальшивых новостей в интернете, но группы гражданского общества предупреждают, что он может быть использован как еще один инструмент правительства против критиков, сообщает Kloop.
Несмотря на неудачи, в Кыргызстане сохраняется независимая пресса. Онлайн-издания «Kaktus», «24.KG» и «Вести» предоставляют достоверную информацию и публикуют критические высказывания в адрес правительства.
В Казахстане преследование журналистов, хотя и не связанное с властями, подчеркивает, что пресса там по-прежнему находится под сильным давлением.
Правительство Казахстана тоже хочет ввести дополнительные правила для журналистов. В прошлом месяце Министерство культуры опубликовало новые правила публичных комментариев, которые предусматривают штрафы за экстремистский, клеветнический или ложный контент, размещенный в интернете, требуют, чтобы СМИ отмечали в своих статьях официальные ответы правительства, и чтобы иностранные СМИ имели зарегистрированное представительство в стране, сообщает Kursiv Media.
«Все сводится к тому, что журналисты должны публиковать официальную информацию, а все, что не является официальным, не соответствует действительности, и журналисты должны всячески пропагандировать политику правительства», — сказала 27 июня Диана Окремова, директор Правового центра СМИ в Астане, в интервью РСЕ/РС.
В августе прошлого года президент Касым-Жомарт Токаев подписал закон, устанавливающий государственный мониторинг СМИ и расширяющий требования к регистрации, что вызвало критику со стороны групп гражданского общества.
Другие формы цензуры менее официальны.
Гульнара Бажкенова, главный редактор казахстанского новостного сайта Orda, часто критикующего правительство, заявила в видеозаписи от 10 июня, что она, ее сотрудники и компания подвергаются преследованиям и кибератакам с начала года, после того как она отказалась передать издание государственной организации.
Тем временем страницы в социальных сетях двух независимых журналистов, ведущих популярные YouTube-каналы о текущих событиях, Лукпана Ахмедьярова и Вадима Борейко, исчезли из Facebook и Instagram 7 июля без объяснения причин. Оба сайта принадлежат компании Meta. Страница Ахмедьярова в Instagram была восстановлена 10 июля, сообщает местное издание Vlast.
«Я не верю, что какой-то частный человек, какой-то обычный парень, просто так, без причины, будет тратить время на это», — сказал Ахмедьяров.
Источник: Court shutters Kyrgyz broadcaster for sarcasm, press takes a hit in Central Asia
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников