Аналитика

Центральная Азия: вывод Афганистана из холода

eurasianet

09.07.2025

Отношения между пятью странами Центральной Азии и Афганистаном теплеют по мере реализации планов по строительству новых железнодорожных линий, расширению торговли и созданию возможностей для простых афганцев. 

По словам аналитиков, центральноазиатские государства ставят своей приоритетной задачей вернуть Афганистан в экономическое лоно, расширив связи и торговлю, ориентированные на практическое сотрудничество, которое отвечает их экономическим интересам и, в конечном счете, способствует укреплению региональной безопасности. 

«Мы стараемся смотреть на Афганистан более прагматично, потому что если мы построим стену вокруг Афганистана, то это не принесет пользы и не поможет региональной ситуации, стабильности и безопасности. Именно поэтому мы участвуем в экономических связях», — сказал Eurasianet Санат Кушкумбаев, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований, аналитического центра, близкого к правительству.

Он выступал в кулуарах регионального форума, прошедшего в Улан-Баторе в прошлом месяце, на котором обсуждалось развитие более тесного сотрудничества между Центральной Азией, Монголией, Кавказом и Афганистаном (САМСА).

Кушкумбаев рассматривает расширение сотрудничества как способ восстановления «исторических связей» с южным соседом Центральной Азии, которые были подорваны почти 50-летними беспорядками в Афганистане.

Усилия Центральной Азии по укреплению связей с Афганистаном получили импульс 3 июля, когда Россия официально признала правительство талибов в Кабуле. Российское признание потенциально открывает путь к тому, чтобы центральноазиатские государства последовали этому примеру в недалеком будущем.

Более тесные связи будут выгодны всем сторонам, сказал в интервью на том же форуме Эльданиз Гусейнов, научный сотрудник Стамбульского университета имени Ибн Халдуна, уроженец Казахстана.

«У нас [в Центральной Азии] такая огромная граница с Афганистаном, три из пяти государств [Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан] имеют общую границу, и они также пытаются способствовать стабильности и безопасности, процветанию Афганистана путем расширения торговли», — сказал он в интервью Eurasianet.

Торговля между Центральной Азией и Афганистаном растет. Например, в 2024 году объем узбекско-афганской торговли составит 1,1 миллиарда долларов, что примерно на 25 процентов больше, чем в 2023 году.

Представители Талибана все чаще появляются на региональных мероприятиях, сигнализируя о том, что Афганистан открыт для бизнеса. На заседании Международного форума в Астане в мае Хаджи Нуруддин Азизи, исполняющий обязанности министра торговли и промышленности Афганистана, отвечал на неудобные вопросы об отношении его правительства к женщинам.

В то время как правительства стран Центральной Азии на словах заявляют о необходимости улучшения положения женщин и меньшинств в Афганистане, они публично не критикуют Талибан за права человека, предпочитая сосредоточиться на взаимовыгодном сотрудничестве.

Одной из важных областей взаимодействия является создание новых транспортных маршрутов, связывающих Центральную Азию с остальным миром через Афганистан. Война в Украине заставляет правительства стран Центральной Азии искать альтернативы устоявшемуся северному коридору через Россию и искать выход на новые рынки и экспортные маршруты. 

Государства Центральной Азии находятся в плену у своей географии: все они не имеют выхода к морю и должны проходить через вторую страну, чтобы добраться до океана; Узбекистан не имеет выхода к морю и должен проходить через две страны. 

«Учитывая наше географическое положение, мы продвигаем долгосрочную стратегию по восстановлению связи с Южной Азией. Других направлений для строительства новых транспортных коридоров в нашем случае просто нет», — заявил на форуме САМСА Санжар Валиев из Центра внешнеполитических исследований Узбекистана, аналитического центра при Министерстве иностранных дел.

Узбекистан продвигает проект трансафганского коридора, который в случае завершения строительства соединит его с пакистанскими портами Аравийского моря через Афганистан. Один из предлагаемых железнодорожных маршрутов соединит Термез на афганской границе Узбекистана с Пешаваром в Пакистане через Кабул. 

В Узбекистане на границе уже действует транспортно-логистический центр «ТермезКарго», призванный упростить транспортировку железнодорожных и автомобильных грузов Афганистан и из него.

Построенная Узбекистаном железная дорога с 2011 года соединяет северные афганские города Хайратан и Мазар-и-Шариф. Это главные ворота для афганского импорта из Центральной Азии, соединяющиеся с железнодорожной сетью Узбекистана в Термезе через мост Дружбы, сооружение советской эпохи, пересекающее реку Амударья.

В феврале было объявлено, что после завершения технико-экономического обоснования начнутся работы по продлению линии до Герата на границе Афганистана с Ираном. В конечном счете это может обеспечить выход к Персидскому заливу для Узбекистана, не имеющего выхода к морю.

Казахстан и Туркменистан сотрудничают в создании еще одной железнодорожной ветки через Афганистан, на которую Астана в апреле выделила 500 миллионов долларов. Маршрут начинается в Торгунди, на границе Афганистана с Туркменистаном, и проходит через Герат и Кандагар на пути к Спин-Болдаку на границе с Пакистаном — и снова открывает доступ к морской торговле и огромным рынкам Южной Азии для государств Центральной Азии, не имеющих выхода к морю.

Валиев откровенно рассказал о трудностях, с которыми сталкиваются эти амбициозные проекты. «Строительство ведется в сложной горной местности, требующей передового инженерного опыта и значительных финансовых вложений», — отметил он.

Нестабильная ситуация с безопасностью в Афганистане - и в регионе в целом, учитывая недавний ирано-израильский конфликт и пакистано-индийские военные действия, — вполне может повлиять на реализацию этих проектов.

«Во многих дискуссиях все еще присутствует высокий уровень скептицизма в отношении способности нынешних афганских властей обеспечить безопасность новой железной дороги через всю страну, — признал Валиев. — Тем не менее, мы в Узбекистане убеждены, что все эти проблемы могут быть решены при политической поддержке, участии международных финансовых институтов и конструктивном общении между специалистами».

Помимо диверсификации транспортных и экспортных маршрутов, особое внимание уделяется обеспечению простых афганцев рабочими местами с целью экономической стабилизации разрушенной войной страны. Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан предоставляют стипендии афганским женщинам для продолжения учебы в рамках финансируемой Европейским союзом программы, которая начала действовать еще до прихода к власти талибов, но стала спасательным кругом теперь, когда женщинам запрещено посещать университеты на родине.

Еще один проект, направленный на привлечение афганцев в Центральную Азию, - безвизовая зона AIRITOMFree Zone в Термезе, открывшаяся в прошлом году и позволяющая гражданам Афганистана въезжать в страну на срок до 15 дней без визы. Эта зона площадью 35 гектаров предлагает доступ к магазинам, местам отдыха, медицинским и образовательным учреждениям в безопасной обстановке.

«Для афганцев это возможность беспрепятственно выехать за границу, увидеть другой мир», — отметил Гуссейнов. 

Наведение мостов между афганцами и выходцами из Центральной Азии может в конечном итоге «помочь им улучшить внутреннюю ситуацию в Афганистане», — заключил он.

Авторы: Джоанна Лиллис — журналист, работающая в Алматы, автор книги «Мрачные тени: Внутри секретного мира Казахстана».

Пол Бартлетт — журналист, работающий в Алматы.

Источник: Central Asia: Bringing Afghanistan in from the cold

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников