Геополитика

В Узбекистане растет урожай антикитайских настроений

eurasianet

03.07.2025

Слухи о том, что узбекское правительство передает сельскохозяйственные угодья китайским инвесторам, продолжают распространяться, несмотря на неоднократные и категорические опровержения официальных лиц, ставя Ташкент в неудобное положение.

Последняя вспышка произошла после того, как в Интернете появилось видео, на котором местный сотрудник сельскохозяйственной службы угрожает, что правительство передаст непродуктивные сельскохозяйственные угодья китайским инвесторам, сообщило местное издание Kun.uz в середине июня. Сотрудник быстро отозвал свои комментарии, а Министерство сельского хозяйства решительно отрицает, что имело место что-либо подобное.

Но последний эпизод отражает растущее недоверие к Китаю в Узбекистане, поскольку президент Шавкат Мирзиёев стремится к углублению экономических связей с крупнейшим торговым партнером страны.

«Я уверен, что такое партнерство послужит процветанию и благополучию наших стран и народов», — сказал Мирзиёев на втором саммите Центральная Азия – Китай в Астане, в котором принял участие председатель КНР Си Цзиньпин. 

Эти слухи также приходятся на время стресса для узбекского сельского хозяйства, поскольку усилия Мирзиёева по либерализации сектора, сохранившего значительные элементы советской структуры, были медленными, а местные власти иногда проявляли жесткость в соблюдении квот на хлопок и шелк. И все это в то время, когда узбекские фермы сталкиваются с растущим давлением со стороны изменения климата.

На видео, оказавшемся в центре последней перепалки, человек по имени З. Амонов, который, по данным Kun, является местным сельскохозяйственным чиновником, обращается к камере, прежде чем направить ее на группу людей, разговаривающих на фермерском поле.

«Пришли китайцы и начали осматривать землю. Те, кто не хочет сеять, кто не выполнил план по сбору шелкопряда и зерна, кто не заплатил налоги, их земля будет передана, — рассказывает он на видео, по данным Kun. — Китайцы хотят взять орошаемые участки. Мы показываем им 2 000 гектаров. Будет больше».

Амонов продолжает, говоря, что сейчас составляется список фермеров, не соблюдающих требования, и что видео должно быть широко распространено. Амонов, как сообщает Kun, работает в Ургутском районе, расположенном к юго-востоку от Самарканда вдоль таджикской границы.

Когда видео попало в социальные сети, Амонов попытался удалить его и сказал, что произошло «небольшое недоразумение», согласно заявлению Kun. «Он объяснил, что его инициатива направлена на привлечение инвестиций и создание рабочих мест», — сообщает издание.

Опровержение утверждений, прозвучавших в «ролике», поступило и из Министерства сельского хозяйства. 

«Владение землей строго регламентировано, и предоставление земли в собственность иностранным гражданам или юридическим лицам является незаконным, — говорится в заявлении министерства от 11 июня. — Поэтому утверждение о том, что земля была передана китайским гражданам или компаниям, является необоснованным, противоречит закону и не соответствует действительности».

В апреле Радио Свободная Европа/Радио Свобода (RFE/RL) опубликовало расследование, в котором сообщалось, что правительство якобы конфисковало 1800 гектаров сельскохозяйственных угодий по меньшей мере у 46 фермеров в Андижанской области Ферганской долины и передало эти участки китайским компаниям. По данным финансируемого США издания, есть свидетельства аналогичной ситуации в Кашкадарьинской области на границе с Туркменией, недалеко от места, где было снято видео последнего инцидента.

Узбекское правительство не ответило на просьбу RFE/RL о комментарии, но через несколько дней после публикации отчета заместитель министра инвестиций, промышленности и торговли Ильзат Касымов заявил, что иностранные инвесторы не получают бесплатную землю и что китайские инвестиции в сельскохозяйственный сектор составляют очень небольшую часть от общего объема.

Последний виток слухов и недовольства по поводу выгодных сделок с сельскохозяйственными угодьями для китайских компаний, а также более широких опасений по поводу скупки китайскими компаниями недвижимости в узбекских городах начался в феврале, когда влиятельные люди распространили эти утверждения в социальных сетях. В Instagram появились десятки антикитайских страниц и распространились призывы бойкотировать Китай. В начале марта правительственные деятели и государственные СМИ начали кампанию по подавлению антикитайской реакции.

Однако у правительственного преследования антикитайских настроений есть и жесткая сторона.

В период с февраля по апрель этого года полиция провела расследование в отношении журналиста, бывшего члена парламента и пары блогеров за критику роли Китая в стране, говорится в июньском докладе базирующегося в Германии Узбекского форума по правам человека.

С ростом экономического влияния Китая в Центральной Азии растет и недоверие населения. 

Антикитайские протесты вспыхивали в Кыргызстане в 2002 году, зимой 2018–2019 годов и в 2020 году в связи с передачей земель, обращением с уйгурами в Китае и экономическими проектами. В 2016 году широкомасштабные протесты вспыхнули в Казахстане, вызванные предложенными земельными реформами, которые, как утверждали их противники, во многом ошибочно, позволят Китаю скупить сельскохозяйственные земли страны.

Узбекские чиновники защищают китайские инвестиции как благо для страны, которая стремится к экономическому прогрессу после многих лет изоляции. Китайские компании вкладывают значительные средства в возобновляемые источники энергии, горнодобывающую промышленность и заводы, а в стране начались работы по строительству масштабной железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан.

Китайский экспорт в Узбекистан резко возрос с 2016 года, когда Мирзиёев стал президентом и начал открывать страну. В прошлом году дефицит торгового баланса Узбекистана с Китаем составил 9,8 миллиарда долларов. В настоящее время Узбекистан должен Китаю 3,8 миллиарда долларов, и Пекин недавно дал понять, что хочет, чтобы правительства стран Центральной Азии начали платить по своим счетам.

Автор: Александр Томпсон — журналист, работающий в Бишкеке (Кыргызстан) и освещающий текущие события в Центральной Азии. Ранее он работал в американских газетах, включая Charleston, S.C., Post and Courier и The Boston Globe.

Источник: Rumors of Chinese land deals spark public unease in Uzbekistan

Перевод Дианы Канбаковой