В то время как Европейский союз и Китай стремятся расширить свое присутствие в стратегически важном регионе Центральной Азии, Соединенные Штаты, похоже, заняли довольно амбивалентную позицию. В отличие от Украины, где администрация Трампа открыто смотрит на природные ресурсы страны, в богатых энергоресурсами государствах Центральной Азии Вашингтон, похоже, не участвует — или, по крайней мере, не участвует напрямую — в погоне за нефтью, газом и важнейшими полезными ископаемыми.
Однако это не обязательно означает, что США не интересуются событиями в регионе, который традиционно находится в геополитической орбите России. Тот факт, что CNN стал основным информационным партнером Астанинского международного форума (АМФ), прошедшего в столице Казахстана 29–30 мая этого года, свидетельствует о том, что по крайней мере некоторые политические круги в Вашингтоне признают важность не только Казахстана как крупнейшего регионального игрока, но и Центральной Азии в целом.
Сама структура мероприятия, в котором приняли участие лидеры политики, бизнеса и мысли, собравшиеся в рамках расширенной повестки дня, включающей вопросы изменения климата, энергетической безопасности и устойчивого развития, отражает повышенное внимание к многостороннему подходу и усилению роли малых стран и так называемых средних держав на международной арене. Это также объясняет, почему среди основных докладчиков саммита в этом году не было ни одного высокопоставленного американского чиновника.
Их отсутствие, однако, не говорит о том, что Казахстан стремится дистанцироваться от отношений с Вашингтоном. По словам заместителя министра иностранных дел страны Романа Василенко, казахстанско-американские отношения опираются на очень прочный фундамент, особенно в области энергетики и экономики. Тем не менее несмотря на то, что в Казахстане работает около 800 американских компаний, официальные лица центральноазиатской страны ожидают, что Вашингтон будет играть более активную роль в регионе.
«Мы, конечно, надеемся, что в какой-то момент, при президентстве Трампа, Соединенные Штаты вернутся в Центральную Азию», — сказал Василенко группе иностранных журналистов 28 мая.
Его заявление полностью совпадает с «многовекторной» внешней политикой страны, сформированной на протяжении десятилетий первым президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Для Казахстана укрепление связей с соседними государствами Центральной Азии, Россией, Китаем и Западом является одним из главных приоритетов внешней политики. География играет здесь важную роль.
Граничащее с двумя гигантскими соседями — Россией и Китаем — центральноазиатское государство с населением около 20 миллионов человек не имеет иного выбора, кроме как поддерживать осторожный баланс между ними, одновременно стремясь к более тесным связям с Западом в качестве стратегического противовеса. Поэтому неудивительно, что одним из главных гостей АМФ стала премьер-министр Италии Джорджа Мелони, которая во время своего выступления процитировала Хэлфорда Маккиндера, часто считающегося одним из отцов-основателей геополитики и геостратегии. Более века назад этот британский политик утверждал, что Центральная Азия представляет собой один из «стержней», вокруг которого вращается судьба мира. Он также известен своей теорией «Хартленда», согласно которой контроль над «Хартлендом», ключевым компонентом которой является Центральная Азия, обеспечивает господство над всем Евразийским континентом.
В наши дни регион приобрел еще большее значение, чем в прошлом, не только из-за своего стратегического положения, но и благодаря обширным природным ресурсам. Энергия, пожалуй, является главным фактором, определяющим политику иностранных держав в Центральной Азии. ЕС рассматривает страны региона как поставщиков сырья, поэтому недавно он подписал соглашения в этой области с Казахстаном и Узбекистаном. Он также стремится достичь аналогичных договоренностей с Кыргызстаном и надеется найти способ начать импорт газа из Туркменистана, который обладает четвертыми по величине доказанными запасами природного газа в мире.
Казахстан — крупнейшая страна Центральной Азии и основной производитель нефти и природного газа — стремится обеспечить более благоприятные условия для иностранных энергетических корпораций, работающих в пределах его границ. В настоящее время группа международных нефтяных компаний получает подавляющие 98 процентов доходов от продажи нефти в Казахстане, поэтому власти Астаны стремятся изменить баланс в свою пользу.
В то же время, пока ЕС рассматривает Казахстан (а также соседний Узбекистан) как производителя «зеленой» электроэнергии, которая будет экспортироваться на Запад по подземным кабелям, Астана стремится развивать свой ядерный сектор. Именно поэтому она стремится получить из Руанды бериллий — элемент, ценный для создания ядерных реакторов. Это объясняет, почему президент этой африканской страны Поль Кагаме также был в числе основных докладчиков на Международном форуме в Астане.
Но где же в этой игре Соединенные Штаты?
Отсутствие видимого присутствия Вашингтона в регионе может быть истолковано как «зеленый свет» для ЕС (включая страны-члены) на расширение своего участия в Центральной Азии — где Россия теряет позиции, а Китай стремится к экономическому доминированию. Решение Брюсселя выделить экстренные средства на поддержание «Радио Свободная Европа» (известное в Центральной Азии как «Радио Азаттык») на плаву, после того как администрация Трампа прекратила выделение грантов этому СМИ, говорит о том, что США, возможно, сокращают свою «мягкую силу» в регионе, создавая тем самым пространство для усиления европейского влияния.
Тем не менее, учитывая непредсказуемость внешней политики Трампа, не исключено, что в конечном итоге он подтолкнет государства Центральной Азии к заключению энергетических сделок с Вашингтоном по типу Украины. Тем временем США, скорее всего, будут придерживаться осторожного, малозаметного подхода в Центральной Азии, балансируя свои интересы на фоне растущего влияния Европы и Китая и сохраняя открытыми возможности для более активной роли в будущем.
Автор: Никола Микович — сербский журналист-фрилансер, исследователь и аналитик. В основном он занимается отношениями между Россией и бывшими советскими республиками, участием Москвы на Ближнем Востоке и Балканах, а также вопросами энергетики. Никола пишет для нескольких международных изданий, включая South China Morning Post, CGTN, The Times of Central Asia, The Interpreter, World Geostratregic Insights и другие.
Источник: Can The US Afford To Ignore Central Asia? – OpEd
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников