В то время как китайская инициатива «Пояс и путь» (BRI) продолжает расширять свое влияние на глобальную торговую инфраструктуру, Индия изучает альтернативные пути, которые уменьшают зависимость от коридоров под руководством Пекина.
Одним из таких вариантов является Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), широко известный как «Средний коридор», центральную роль в разработке которого играет Казахстан.
Индия давно возражает против ключевых компонентов BRI, особенно против Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК), который проходит через оккупированный Пакистаном Кашмир. Индийское правительство постоянно выражает озабоченность по поводу последствий КПЭК для территориального суверенитета.
В 2024 году официальный представитель Министерства иностранных дел Рандхир Джайсвал подтвердил позицию Индии в интервью ANI: «Что касается оккупированного Пакистаном Кашмира, мы очень последовательны в своей позиции. Мы хотим сказать вам, что весь Джамму и Кашмир и Ладакх, союзные территории, являются частью Индии, неотъемлемой частью Индии. Они были неотъемлемой частью Индии. Они являются неотъемлемой частью Индии и останутся неотъемлемой частью Индии».
«Наша позиция по КПЭК также хорошо вам известна. Мы не выступаем за него. Мы против него. Это противоречит нашей территориальной целостности и суверенитету», — добавил он.
Но сейчас набирает обороты более тихая альтернатива, и она начинается не в Пекине. Она начинается в Казахстане.
Средний коридор Казахстана
По данным The Economic Times, Казахстан становится логистическим стержнем Евразии благодаря Среднему коридору. Хотя Индия не имеет прямого подключения к этой сети, ее быстрое расширение дает Нью-Дели жизненно важную возможность уменьшить зависимость от инфраструктуры, в которой доминирует Китай, и диверсифицировать свои торговые маршруты.
Средний коридор охватывает более 4 250 км железных дорог и 500 км морского пути, соединяя Китай, Центральную Азию, Каспийское море, Кавказ и Европу, минуя препятствия как в России, так и в Китае.
По данным индийского аналитического центра Observer Research Foundation, коридор был создан в силу геополитической необходимости после аннексии Крыма Россией в 2014 году, когда Казахстан, Азербайджан и Грузия стремились застраховаться от зависимости от нестабильных или враждебных маршрутов.
В 2017 году запуск 826-километровой железной дороги Баку – Тбилиси – Карс закрепил жизнеспособность маршрута, позволив добираться из Китая в Турцию за 12 дней, а в Прагу — за 18.
Министерство транспорта Казахстана сообщило, что в 2024 году объем перевозок по ТМТМ вырастет на 62 % и достигнет 4,5 млн тонн. Контейнерные перевозки выросли на 170% до 56 500 TEUs, причем 35 600 TEUs были перевезены по маршруту Китай — Европа, что в 27 раз больше, чем в предыдущем году. Цель на 2025 год — 5,2 миллиона тонн и 70 тысяч TEU.
Но эти цифры — лишь часть истории. Реальное значение ТМТМ заключается в предстоящем развитии инфраструктуры.
Как сообщает The Economic Times, Казахстан инвестирует огромные средства в свою логистическую сеть. Только в 2025 году планируется модернизировать 13 тысяч км автомобильных и 6 100 км железных дорог, расширить шесть аэропортов и построить новые морские терминалы, включая контейнерный хаб в Актау вместимостью 240 тысяч TEUs. К 2029 году будет модернизировано еще 11 тысяч км железнодорожных линий, а также построены новые коридоры, такие как «Северный» и «Седмидл».
Президент Касым-Жомарт Токаев, выступая на пленарном заседании Совета иностранных инвесторов 24 июня (по сообщению официального сайта Акорды), охарактеризовал экономическую стратегию Казахстана как перспективную, устойчивую и глобально интегрированную. Страна сообщила о росте ВВП на 6% в первой половине 2025 года за счет логистики, торговли и строительства. Это самый быстрый показатель за последние 12 лет.
В интервью Al Jazeera Токаев прогнозировал рост ВВП в 2025 году на уровне не менее 5,5%, но добавил, что это «не такой уж амбициозный результат», поскольку правительство ищет дополнительные двигатели роста.
Почему ТМТМ имеет значение для Индии
Хотя Индия не имеет прямого отношения к Среднему коридору, ряд геополитических и экономических факторов может сделать ТМТМ актуальным для индийских интересов.
По данным рейтингового агентства ICRA, Индия в значительной степени зависит от морской торговли через Суэцкий канал — маршрут, который стал уязвимым из-за нестабильности в Красном море и нападений хуситов.
«Недавняя эскалация конфликта в Красном море привела к росту стоимости фрахта на 122% за последние пару месяцев. В результате большинство глобальных контейнерных судоходных компаний принимают решение избегать Суэцкого канала и вместо этого использовать более длинный маршрут вокруг мыса Доброй Надежды», — отметили в ICRA.
По данным Всемирного банка, 95% внешней торговли Индии по объему и 67% по стоимости приходится на морские перевозки. Суэцкий маршрут имеет решающее значение для торговли с Европой, Северной Африкой и Америкой — регионами, на которые приходится более 35% всей внешней торговли Индии.
ТМТМ предлагает мультимодальную альтернативу «суша-море», которая может облегчить перегруженность морского транспорта, снизить стоимость перевозок и принести пользу индийским экспортерам, особенно тем, которые нацелены на европейские рынки.
Что еще более важно, ТМТМ пересекается с индийским Международным транспортным коридором Север-Юг — 7200-километровой сетью, связывающей Мумбаи с Европой через Иран и Россию. Хотя ТМТМ и МТК «Север-Юг» разделены, они имеют общие географические узлы на Каспийском море и Кавказе, особенно в Азербайджане.
Такое дублирование позволяет добиться синергетического эффекта: индийские товары могли бы путешествовать по МТК «Север-Юг» и переходить на участки ТМТМ, чтобы попасть в Центральную Азию, Турцию и Европу.
Несмотря на задержки в реализации МТК «Север-Юг», частично вызванные санкциями против Ирана и медленным прогрессом в строительстве железной дороги Чабахар – Захедан, ее актуальность только растет. По данным ORF, МТК «Север-Юг», первоначально предложенная в 2000 году, была ратифицирована 13 странами и включает в себя автомобильные, железнодорожные и морские пути.
Его Восточный маршрут проходит через Иран, Туркменистан и Казахстан, соединяя финскую границу России с иранским портом Бандар-Аббас.
RailFreight.com сообщает, что Россия и Иран в настоящее время ускоряют строительство ключевых линий МТК «Север-Юг», таких как железная дорога Астара – Решт, которая должна быть завершена к 2027 году. Таким образом, объединение МТК «Север-Юг» и ТМТМ может сформировать мощную трансевразийскую сеть, которая уменьшит зависимость Индии от Китая или Суэцкого канала.
Стратегическая автономия: за пределами BRI
Возражения Индии против BRI, особенно КПЭК, коренятся в проблемах суверенитета. В более широком смысле Нью-Дели по-прежнему настороженно относится к модели BRI, основанной на долгах, и централизованному контролю Китая над странами-участницами.
ТМТМ стоит особняком. В нем не доминирует ни одна страна, и его все чаще поддерживают западные игроки, включая ЕС, Турцию и Грузию.
В 2024 году Казахстан проведет первое заседание рабочей группы с Китаем по грузовым перевозкам в рамках ТМТМ. По данным Министерства транспорта Казахстана, обе страны договорились увеличить контейнерные перевозки по маршруту Китай-Европа до 600 поездов в год к 2025–26 годам и до 3 тысяч поездов к 2029 году.
Хотя Китай остается партнером, многонациональный характер коридора ограничивает доминирование какой-либо одной страны.
Собственная концепция Индии в области коммуникаций, такая как экономический коридор Индия – Ближний Восток – Европа (IMEC), согласуется с этой тенденцией. Несмотря на недавнюю напряженность на Ближнем Востоке, замедляющую темпы развития IMEC, высокопоставленный чиновник МЭА во время саммита G20 2023 года заявил, что проект остается приоритетным, сообщает The Hindu.
Если ТМТМ, МТК «Север-Юг» и IMEC будут развиваться в тандеме, то в совокупности они могут стать устойчивой альтернативой BRI, расширив стратегический выбор Индии и снизив ее уязвимость к «узким точкам».
Дипломатия на Каспии
Модель Казахстана, основанная на реформах, еще больше укрепляет доводы в пользу углубления индийско-каспийских связей. По данным государственного информационного агентства страны, президент Токаев ввел «прокурорский фильтр» для защиты иностранных инвесторов и запустил Национальную цифровую инвестиционную платформу. К настоящему моменту было оказано содействие 137 проектам на сумму 70 миллиардов долларов и инициировано 140 поправок в законодательство.
Для Индии более тесные дипломатические и экономические связи с Казахстаном, Азербайджаном и Грузией могут помочь обеспечить поставки энергоносителей, доступ к полезным ископаемым и геополитический баланс в регионе, который приобретает все большую глобальную значимость.
Индии не нужно формально присоединяться к ТМТМ, чтобы извлечь из него выгоду. Важно то, что логистическая концепция Казахстана и Ближний коридор, который он поддерживает, добавляют избыточность в глобальную торговую архитектуру. Чем больше коридоров существует, тем меньше Индии и другим странам придется зависеть от тех, в которых доминируют стратегические соперники.
Источник: A road less Chinese? India may find a strategic path through Kazakhstan
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников