14.07.2022 14300

Россия открывает необходимый Казахстану нефтепровод


Суд в России отменил ранее принятое решение о приостановке эксплуатации нефтепровода, по которому Казахстан экспортирует большую часть своей нефти. Краснодарский краевой суд 11 июля постановил, что Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) будет оштрафован на 200 000 рублей ($3 250) за предполагаемые экологические нарушения вместо месячного замораживания его деятельности по решению суда низшей инстанции, принятому ранее в июле.

Заморозка деятельности КТК может обойтись Казахстану в сотни миллионов долларов в виде недополученных доходов. Не менее серьезным фактором является то, что тупиковая ситуация грозит дальнейшей изоляцией России, которая сохранила Казахстан среди своих немногих относительно надежных партнеров на международной арене.

Это уже третий раз за последние месяцы, когда КТК - который в прошлом году использовался для транспортировки около 53-54 миллионов тонн нефти из западного Казахстана в Новороссийск (российский портовый город на Черном море) сталкивается с проблемами.

В апреле Казахстан был вынужден перенаправить часть своего экспорта по другим маршрутам после того, как нефтеперегрузочные мощности в Новороссийске, предположительно, были выведены из строя в результате шторма. В прошлом месяце поставки по трубопроводу были вновь прерваны после того, как, по словам российских официальных лиц, в этом районе были обнаружены противокорабельные боеприпасы времен Второй мировой войны.

Очевидно, признавая чрезмерную зависимость Казахстана от трубопровода через Россию, президент Касым-Жомарт Токаев на прошлой неделе обратился за помощью к американским компаниям, разрабатывающим гигантское нефтегазовое месторождение Тенгиз, с просьбой помочь консолидировать маршруты экспорта нефти в обход России. Один из рассматриваемых вариантов - радикально увеличить количество нефти, перевозимой на танкерах через Каспийское море из Казахстана в Азербайджан.

В ответ на первоначальную одномесячную заморозку КТК заявил, что это решение было незаконным, поскольку оно создает долгосрочные риски для функционирования трубопровода.

«КТК является предприятием непрерывного цикла. «Немедленная приостановка его деятельности может иметь необратимые последствия для производственного процесса и вызвать неблагоприятные и неконтролируемые процессы на объекте, — говорится в заявлении компании. — Это может включать его разрушение, поскольку технические требования транспортировки нефти не позволяют немедленно прекратить производственную деятельность».

Российский государственный трубопроводный концерн «Транснефть», владеющий 24 процентами акций КТК, является его основным акционером. Еще 12,5 процентов акций принадлежит российской нефтяной компании «Лукойл», а 7,5 процентов - совместному предприятию российской государственной компании «Роснефть» и лондонской компании Shell. Правительство Казахстана владеет 20,75% акций. Американские нефтяные компании Chevron и Exxon владеют 15 и 7 процентами акций соответственно. Меньшие доли принадлежат либо другим международным компаниям и консорциумам, либо российскому правительству через другие структуры.

Хотя некоторые аналитики усматривают политический аспект в запутанной истории с КТК, Москва пытается опровергнуть эту версию.

7 июля Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России Владимира Путина, заявил, что считает маловероятным, что решение о замораживании сроком на один месяц было политически мотивированным.

«Мы узнали, что решение о прекращении работ было принято по экологическим соображениям, - цитирует Пескова информационное агентство Интерфакс. - Здесь необходимы дополнительные контакты с нашими казахстанскими партнерами».

Реальность, однако, такова, что казахстанско-российские отношения были менее, чем идеальными чем несколько недель назад, не говоря уже о месяцах или даже годах.

Одним из факторов, который на протяжении многих лет раздражал многих казахов, была регулярность, с которой реваншистски настроенные россияне позволяли Москве выдвигать зловещие претензии на территорию Казахстана или требовать, чтобы Нур-Султан полностью подчинился интересам России.

В одном из последних эпизодов известный телевизионный обозреватель Тигран Кеосаян обвинил Казахстан в «неблагодарности» по отношению к России после того, как правительство отменило ежегодный майский парад в честь Дня Победы во Второй мировой войне и призвал его «внимательно посмотреть на то, что происходит в Украине». Кеосаян - муж Маргариты Симоньян, главы управляемого Кремлем вещателя и пропагандистской машины Russia Today.

Нур-Султан иногда отбивается от таких выпадов. Выступая вместе с Путиным на экономическом форуме в Санкт-Петербурге в прошлом месяце, Токаев выразил свое недовольство «абсолютно неверными высказываниями о Казахстане» некоторых российских комментаторов. Это была явная ссылка на Кеосаяна.

Токаев использовал ту же платформу, чтобы вновь заявить об отказе своей страны признать поддерживаемые Москвой отделившихся территории Украины.

«Подсчитано, что если бы право наций на самоопределение было реально реализовано на всем земном шаре, то на Земле возникло бы более 500 или 600 государств, вместо 193 государств, которые сейчас входят в ООН... Это был бы хаос», - сказал тогда Токаев.

Но Казахстан должен быть осторожен в том, насколько открыто он выражает свое раздражение.

Глубину экономических связей Казахстана с Россией нельзя недооценивать. Из 101,5 миллиарда долларов торговли, которые страна совершила в 2021 году, примерно четверть приходится на Россию - страну, с которой Казахстан разделяет более 7600 километров границы.

Режимы двух стран связаны и в других отношениях. Казахстан является членом возглавляемого Москвой оборонного блока Организации Договора о коллективной безопасности. Когда в январе по стране прокатились политические волнения, и казалось, что в какой-то момент правительство может быть свергнуто, Токаев обратился за помощью к ОДКБ. Войска - в основном из России - быстро прибыли.


Источник: https://eurasianet.org/russia-reverses-course-on-oil-pipeline-needed-by-kazakhstan


Перевод Дианы Канбаковой