26.11.2020 21015

Расул Рысмамбетов: «Конечными бенефициарами выплат ЕНПФ станут частные клиники, стройкомпании и финансовые брокеры»


- Со следующего года вкладчики ЕНПФ смогут снять «сверхдостаточные» накопления. На ваш взгляд, чем вызвано такое решение со стороны государства?

- Вероятнее всего, это начиналась как чисто социальная мера с элементами популизма, чтобы дать людям надежду на дополнительный источник средств. Однако при этом дальнейшие события вообще могут вызвать недовольство, потому что бедных людей, нуждающихся в материальной поддержке, гораздо больше, чем 700 тысяч - 1 млн человек, которые могут надеяться на деньги из пенсионного фонда.

- Не получится ли так, что те 6% вкладчиков, имеющие достаточные накопления, не ринутся снимать их, ведь доходность в ЕНПФ довольно низкая?

- Думаю, на это и надеются инициаторы, что все, у кого достаточно накоплений, обязательно попробуют снять средства.

- Возможностей использования вкладов всего три: на лечение, улучшение жилищных условий, а также инвестирование в финансовые организации. Почему такая короткая «линейка»? Ведь у большинства казахстанцев имеются кредиты, которые можно было закрыть при помощи вложений ЕНПФ?

- Тут короткая линейка, потому что конечными бенефициарами этой программы будут являться частные клиники, строительные компании и финансовые брокеры. За время доработки инициативы в детализацию предложения Президента вмешались лоббисты и выстроили так, чтобы больше всех денег досталось строительным компаниям.

Если мы оглянемся, то увидим непропорционально большие масштабы строительства в Казахстане. В последние годы, когда покупательская способность у людей снизилась, государство без остановки начало строить, возьмите хотя бы ЭКСПО и сейчас тратит деньги на город Туркестан. При этом реально важные объекты, как ирригационная система в аулах, школы, больницы не стали приоритетными.

- Куда бы вы посоветовали инвестировать эти деньги?

- При столь короткой линейке возможностей не хотелось бы вообще вкладывать. Но раз государство разрешает, может, стоит подлечить старые болячки? Вложения в жилье не особо имеет смысл, потому что цены пока неадекватно высокие. Чтобы передавать деньги в управление частным компаниям, нужно обязательно изучить их предложения и принимать решение лишь после консультации со специалистами.

- Механизм снятия вкладов ЕНПФ для многих непонятен. Вам не кажется, что снять даже часть накоплений будет сложно?

- Да, будет непросто. Пока механизм только создается, однако легче не станет. Человек придет в ЕНПФ, покажет, куда перевести ему деньги и ЕНПФ примет окончательное решение. Это правильно, потому что на рынке большое количество аферистов, которые будут выманивать деньги. Кроме того, обязательно будут нечистоплотные брокеры, которые за 5-7% от суммы будут обналичивать пенсионные накопления и передавать на руки гражданам. Злоупотреблений и преступлений, вероятно, будет масса.

- Как, на ваш взгляд, отразится выплата части накоплений ЕНПФ в целом на экономике страны? Как это, в частности, повлияет на рынок недвижимости?

- Есть соблазн сказать, что цены на недвижимость вырастут, однако они у нас и так высокие. Когда эта инициатива была озвучена, я предполагал, что из-за массового притока средств в строительный сектор, могут подняться цены на жилье. Такой риск есть, однако, думаю, что далеко не все люди будут покупать жилье.

- Ранее сообщалось, что большинство вкладчиков ЕНПФ имеют на своих счетах не более 300-500 тыс. тенге, это означает, что, выйдя на пенсию, эти люди останутся без выплат. Каковы перспективы пенсионной системы Казахстана на ваш взгляд?

- Пенсионная система страны - это часть экономики. Экономика Казахстана в плачевном положении, поэтому оценивать пенсионную систему в отдельности от комплекса проблем - ошибочно. Слишком быстро падающий тенге делает его плохой валютой для накопления. Пока курс не стабилизируется, в тенге держать накопления опасно. А курс стабилизируется, когда правительство сможет выстроить понятную и сильную экономику.