Когда в 2023 году председатель КНР Си Цзиньпин провел первый саммит Китай – Центральная Азия в древнем китайском городе Сиань, это ознаменовало поворотный момент в отношениях между второй по величине экономикой мира и сердцевиной евразийского континента.
В последние годы стратегическое значение Центральной Азии резко возросло: пять стран — Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан — играют все более важную роль в меняющемся геополитическом и экономическом ландшафте Евразии.
На фоне этих изменений Китай стал надежным партнером региона, создав сеть связей, сотрудничества в области безопасности и стратегического диалога, способствующую развитию Евразии.
Углубление интеграции в Евразию
Выход Центральной Азии на мировой уровень обусловлен как географическими, так и ресурсными факторами. Располагаясь на маршрутах между Восточной Азией, Ближним Востоком и Европой, регион занимает центральное место в развитии трансконтинентальной торговли. Он также богат энергоресурсами, полезными ископаемыми и неиспользованным рыночным потенциалом.
Кроме того, это жизненно важный коридор для предлагаемой Китаем инициативы «Пояс и путь». С момента ее запуска в 2013 году Центральная Азия стала важным партнером этой инициативы. Были построены или расширены новые автомагистрали, железные дороги, трубопроводы, логистические центры и таможенные коридоры, чтобы соединить западные провинции Китая с Европой через Центральную Азию. Грузовой поезд Китай – Европа, ключевой символ инициативы, проходит через такие города, как Алматы и Ташкент, превращая их в развивающиеся транзитные узлы.
Эти инфраструктурные проекты направлены не только на перемещение товаров, но и на укрепление взаимозависимости. Благодаря обновленным портам, таким как Хоргос, и современным железнодорожным линиям, таким как железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан, находящаяся в стадии разработки, регион становится важнейшей артерией для трансевразийской торговли. Для Китая это помогает снизить зависимость от морских маршрутов и диверсифицировать доступ к ключевым рынкам. Для Центральной Азии это открывает путь к глобальной торговле и инвестициям в невиданных ранее масштабах.
Ма Бинь, научный сотрудник Центра изучения России и Центральной Азии при Фуданьском университете, считает, что быстрое развитие проектов по развитию коммуникаций стало отличительной чертой взаимовыгодного сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии.
В результате, по словам Ма, упрощение процедур торговли между Китаем и Центральной Азией заметно продвинулось вперед. Что еще более важно, растущая сеть логистической инфраструктуры помогает странам Центральной Азии преодолеть географические ограничения, связанные с отсутствием выхода к морю в самом центре Евразийского континента, отметил он.
Укрепление связей с Китаем, Европейским союзом, Ближним Востоком и Юго-Восточной Азией закладывает прочный фундамент для усиления интеграции Центральной Азии с основными экономическими регионами на всем континенте, считает исследователь.
В прошлом году объем торговли между Китаем и Центральной Азией достиг рекордной отметки в 94,8 миллиарда долларов США, а совокупный объем китайских инвестиций в регион превысил 30 миллиардов долларов. В настоящее время Китай является главным торговым партнером Центральной Азии и основным источником инвестиций.
Развивающийся сектор электромобилей стал одним из основных направлений экономического и торгового сотрудничества Китая со странами Центральной Азии. В 2023 году через порт Хоргос из Китая отправится около 63 тысяч пассажирских электромобилей, что на 585,6% больше, чем в прошлом году. Из них 51 тысяча электромобилей были экспортированы в пять центральноазиатских республик, что на 608,5% больше, чем в предыдущем году. Электромобили под китайскими брендами быстро завоевывают рынки Центральной Азии.
Ключевые партнеры
Безопасность — еще одна область, где сотрудничество значительно расширилось. Китай и страны Центральной Азии разделяют озабоченность по поводу трансграничного терроризма, экстремизма и организованной преступности. Совместные учения, координация разведывательной деятельности и сотрудничество правоохранительных органов стали регулярными элементами регионального ландшафта.
С помощью таких платформ, как Шанхайская организация сотрудничества, Китай помогает формировать многосторонние рамки региональной стабильности, которые тесно связаны с его принципом невмешательства и продвигают общие интересы в области мира и порядка.
Образование и культурные обмены становятся новыми столпами взаимодействия. Тысячи студентов из Центральной Азии сегодня учатся в китайских университетах, многие — на полную стипендию. Академическое сотрудничество, включая программы изучения китайского языка и профессиональное обучение, расширяется по всему региону. Такие усилия, хотя и менее заметные, чем строительство дорог или трубопроводов, имеют решающее значение для культивирования долгосрочного доверия и взаимопонимания между поколениями.
Таджикистан стал первой страной, подписавшей в 2014 году меморандум о взаимопонимании с Китаем в отношении Экономического пояса Шелкового пути. Здесь находится первая в Центральной Азии «Мастерская Любань» — китайский центр профессионального обучения, в котором уже более 1500 студентов получили практические навыки в области инженерии, архитектуры, водного хозяйства и охраны окружающей среды, готовя кадры для будущего развития страны.
В мире, который часто определяется раздробленностью и соперничеством, постоянное укрепление связей между Китаем и Центральной Азией предлагает другую историю — ту, где география становится мостом, а не барьером, и где сотрудничество, а не конкуренция, определяет будущее.
Источник: Explainer: Why is China-Central Asia cooperation becoming increasingly important?-Xinhua
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников