05.07.2022 18928

У Казахстана ключи к новому геополитическому балансу в Азии


THE HILL

После вторжения России в Украину глобальная геополитика стремительно меняется. В то время, как США успешно сформировали единый ответ на агрессию России, они упускают из виду важнейшую часть нового геополитического ландшафта - Казахстан и Центральную Азию. Состоявшиеся в этом месяце встречи на высшем уровне Казахстана с Китаем, Россией и Европейским союзом подчеркивают актуальность новой стратегии США в регионе.

Страны Центральной Азии, зажатые между Россией на севере и Китаем на востоке, являются важнейшими балансирами между США, Европой, Россией и Китаем. В этом месяце все, кроме США, переманивали Казахстан на свою сторону.

В начале июня министр иностранных дел Китая провел четыре дня в этой стране, планируя государственный визит китайского лидера Си Цзиньпина осенью. Выступая в середине июня на одной сцене в Санкт-Петербурге с президентом России Владимиром Путиным, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев оставил дипломатическую лазейку, отказавшись поддержать войну России в Украине. Состоявшееся на прошлой неделе заседание Совета сотрудничества ЕС-Казахстан в Люксембурге было направлено на углубление связей Казахстана с Европой.

Ухаживание за Казахстаном началось всерьез. Через Организацию Договора о коллективной безопасности Россия предлагает международную безопасность и внутреннюю стабильность. В январе 2022 года по приглашению Казахстана Россия ввела войска для подавления внутренних беспорядков. Китай предлагает стране экономический рост. За последние 25 лет казахстанско-китайский товарооборот увеличивался на 14,9% в годовом исчислении. Инициатива «Один пояс - один путь» добавит более 25 миллиардов долларов в экономику Казахстана и сократит время и стоимость доставки товаров.

В отличие от этого, участие США в этих процессах не впечатляло. После распада Советского Союза американская дипломатия сосредоточилась на ядерной безопасности и экономических реформах. После «11 сентября» США искали разведывательную и логистическую поддержку для войны с терроризмом. Сегодня США предлагают иностранную помощь стране, которая быстро становится экономически независимой. США должны действовать более решительно, чтобы развить вовлеченность Европы и обеспечить условия, чтобы Казахстан не дрейфовал по направлению к Китаю или обратно к России.

Казахстан имеет решающее значение для национальных интересов США в мире соперничества великих держав. Главной целью США в регионе является предотвращение превращения «неограниченного альянса» между Россией и Китаем, о котором было объявлено в этом году, в единый автократический блок. Казахстан, протянувшийся почти на 2000 миль через сердце азиатского континента, может либо удержать этот союз, либо разрушить его. Страна имеет решающее значение как для сферы влияния России, так и для китайской инициативы «Один пояс – один путь».

Также Казахстан может вновь стать дипломатическим мостом между Россией и Западом. Во время российской аннексии Крыма в 2014 году Казахстан выступил эффективным посредником между Францией, Германией, Украиной и Россией. В 2015 году, после того как Турция сбила российский самолет над турецко-сирийской границей, Казахстан усадил обе стороны за стол переговоров. Потенциальные решения в Украине требуют посредника, пользующегося доверием всех сторон. У Казахстана оно есть, также как тесные экономические связи с Китаем, которые могут обеспечить поддержку Пекина.

Казахстан также может помочь Европе отойти от российских энергоносителей. У него есть запасы и возможность прокладки трубопроводов, чтобы частично заполнить пробел в поставках. Обладая вторыми по величине доказанными запасами нефти в Евразии и 14-ми по величине запасами газа в мире, Казахстан имеет доступные пути поставок. Подключенный к малоиспользуемому трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, он имеет прямые связи с европейскими потребителями энергии.

США нужен более решительный подход. Во-первых, чтобы Казахстан и его соседи оставались независимыми балансирами, США... не должны требовать слишком многого. Эти страны должны поддерживать отношения с Москвой и Пекином, Вашингтоном и Брюсселем. Было бы нереалистично ожидать, что Казахстан разорвет отношения с Москвой или Пекином. На самом деле, именно эти отношения делают его потенциально полезным - пусть и ограниченным - партнером для США.

Во-вторых, США должны помочь укрепить экономические связи региона с Западом, предоставив ему альтернативу России и Китаю. США должны объединиться с Европой в рамках Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Казахстаном, чтобы инвестировать помимо китайской инициативы «Один пояс – один путь», возможно, при поддержке Азиатского банка развития и Европейского банка реконструкции и развития. Обеспечение того, чтобы экспортные линии оставались открытыми для Европы, несмотря на войну в Украине, имеет большое значение - на Европу приходится 40 процентов внешней торговли Казахстана. Прямые иностранные инвестиции имеют решающее значение. Исторически сложилось так, что США обеспечили 18 процентов прямых иностранных инвестиций в страну, и они должны развивать эту базу с помощью экспортных кредитов и инвестиционных стимулов. Мизерные 14 000 долларов на поддержку экспорта в Казахстан в 2020 году со стороны Экспортно-импортного банка США (EX-IM Bank) должны быть значительно увеличены.

Наконец, США не должны допустить, чтобы Казахстан и регион оказались под перекрестным огнем украинской войны. Это подтолкнет Казахстан к Пекину или Москве. Заявление госсекретаря Энтони Блинкена, озвученное министру иностранных дел Казахстана о намерении минимизировать влияние санкций — это только начало. Казахстан полагается на российские нефтепроводы для экспорта и рискует получить прямой, леденящий эффект от энергетических санкций. США должны уточнить охват санкций и предоставить Управлению по контролю за иностранными активами лицензии, когда это будет необходимо. В то время, как могущественные бизнес-лидеры региона испытывают трудности, Казахстан обеспечивает важные политические и экономические связи между Россией и Западом. США должны скрупулезно избегать втягивания Казахстана в объятия Москвы и Пекина посредством санкций, которые могут зайти слишком далеко.

Уильям Берк-Уайт - профессор права юридического факультета Университета Пенсильвании Кери, старший научный сотрудник Института Брукингса, в 2009-2011 годах был членом штаба планирования политики госсекретаря США.

Источник: https://thehill.com/opinion/international/3539707-kazakhstan-holds-the-keys-to-a-new-geopolitical-balance-in-asia/

Перевод Дианы Канбаковой