Прибыв в Центральную Азию для заключения сделок, премьер-министр Италии Джорджа Мелони много раз перечисляла имена во время своего политического выступления на Международном форуме в Астане.
Сначала она пошла по пути легкодоступных целей, упомянув Марко Поло, указав на легендарного венецианского торговца-исследователя XIII века, чтобы подтвердить свое утверждение о том, что «в ДНК итальянского народа» заложен поиск новых торговых возможностей.
Затем она смахнула пыль с имени, которое на десятилетия вышло из моды — Хэлфорд Маккиндер, британский географ начала XX века, которого считают отцом-основателем геополитики, — чтобы объяснить, почему она участвует в саммите 30 мая с лидерами всех пяти государств Центральной Азии. Она сослалась на теорию Хартленда Маккиндера — концепцию, разработанную в 1904 году, которая утверждает, что страна, контролирующая богатые природные ресурсы страны, будет доминировать в мировой политике.
Она описала Центральную Азию как шарнир в Хартленде Маккиндера, «один из поворотных пунктов, вокруг которого вращается судьба мира».
Мелони звучала глубокомысленно и искренне, но обращение к идеям Маккиндера столетней давности выглядело несколько несовместимым с сутью ее послания о том, что система, сложившаяся после Второй мировой войны, сломана, и теперь странам необходимо «заглянуть за горизонт», чтобы создать новый порядок. «Все вокруг нас меняется, и те немногие уверенности, которые, как мы думали, у нас есть, больше не существуют», — заявила она.
С одной стороны, ссылка на Маккиндера многое говорит о том, как Европейский союз (наряду с Соединенными Штатами) борется с меняющимися реалиями. Призывы Мелони и других к новому мышлению не сопровождаются действиями по внедрению реальной стратегии во все «стратегические партнерства», которые создаются с Центральной Азией.
То, что Мелони отступила так далеко в прошлое, вместо того чтобы сослаться на более современного мыслителя и предложить интеллектуальную основу для взаимодействия с Центральной Азией, лишь подчеркивает отсутствие дальновидности не только у Италии, но и у Европейского союза и Соединенных Штатов. Возможно, Макиндер и был прозорлив, предвидя важность природных ресурсов Центральной Азии, но следует помнить, что он формулировал свои идеи, когда самолет едва мог пролететь несколько сотен футов, международные финансы опирались на золотой стандарт, линкоры были морскими царями, а искусственный интеллект был чем-то прямо из книги Г. Уэллса. Сложность глобальных цепочек поставок была для него непостижимой. Его система координат была колониальной.
Упоминание Макиндера можно рассматривать и как своего рода mea culpa, молчаливое признание того, что западные страны играют в Центральной Азии в догонялки, наконец-то осознав спустя более 30 лет после распада СССР, что этот регион может предложить гораздо больше, чем нефть и природный газ.
Несмотря на все разговоры Мелони о необходимости «смотреть за пределы географических границ», ее визит в Центральную Азию проходил по знакомой местности. Заявления, опубликованные во время ее визита, во многом напоминали те, что были сделаны после апрельского саммита ЕС – Центральная Азия в Самарканде, или заявления из Вашингтона о желании заключить сделки по важнейшим полезным ископаемым, построить Средний коридор и наладить стратегическое партнерство. Много стремлений, мало деталей.
В целом итальянская делегация заключила с Узбекистаном и Казахстаном инвестиционные сделки на сумму 7 миллиардов евро, но в заявлениях было мало конкретики о проектах. Совместное заявление, выпущенное по итогам саммита, содержало обычные формулировки об установлении «открытого и конструктивного диалога» и выражало намерение «расширить сотрудничество в таких взаимосвязанных областях, как природные ресурсы, климат и энергетика, включая возобновляемые источники энергии (например, солнечную, ветровую, гидроэнергетику и т. д.), критическое сырье, сельское хозяйство, связь и критическая инфраструктура — в том числе через стратегию ЕС «Глобальные ворота». Однако подробности о том, как достичь этих грандиозных целей, опять же были скудны.
Одной из областей, в которой Италия, казалось, выделялась на фоне ЕС в целом и Соединенных Штатов, была заинтересованность в помощи государствам Центральной Азии в решении проблем управления водными ресурсами и повышении производительности сельского хозяйства.
Тем не менее, хотя официальные лица ЕС и США, похоже, знают, куда они хотят двигаться в Центральной Азии, у них, похоже, нет хорошей дорожной карты, чтобы добраться туда.
Государства Центральной Азии не стесняются давать ЕС и США указания. И Казахстан, и Узбекистан заинтересованы в том, чтобы западные державы участвовали в добыче углерода и важнейших полезных ископаемых, а также в разработке решений в области «зеленой» энергетики. Но они не хотят быть просто источниками сырья; они хотят быть переработчиками и экспортерами готовой продукции. Таким образом, для успешного сотрудничества необходимо создать прочную инфраструктуру. Необходимы последующие действия.
На саммите узбекский лидер Шавкат Мирзиёев обозначил шаги, которые хотели бы предпринять государства Центральной Азии, призвав к созданию «всеобъемлющей многосторонней Программы промышленного и технологического сотрудничества», позволяющей «передавать технологии, внедрять передовые знания и лучшие практики, создавать высокотехнологичные промышленные объекты». Он использовал слово «локализация».
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев высказался в том же духе, призвав к созданию механизма, в котором сырье обменивается на инвестиции, технологии и ноу-хау в других областях. Он также выразил желание воспользоваться западным геологическим опытом, чтобы помочь составить карту месторождений важнейших полезных ископаемых.
И Мирзиёев, и Токаев призвали к систематическим и регулярным дипломатическим консультациям, а также к значительному расширению образовательных обменов. Они хотят быть уверенными в том, что Центральная Азия останется в поле зрения Запада.
Таким образом, для построения эффективного стратегического партнерства членам ЕС и США необходимо больше слушать и запастись терпением, чтобы заложить основу для расширения торговли, помогая государствам Центральной Азии так, как не могут Китай и Россия, предоставляя знания и ресурсы, которые помогут региону противостоять изменению климата, наращивать местный потенциал и наиболее эффективно использовать истощающиеся водные ресурсы.
Со времен Макиндера регион стал намного сложнее. Как отметил Токаев в своей вступительной речи на Астанинском международном форуме: «Мы должны признать, что угрозы глобальной безопасности носят не только геополитический характер».
Источник: News Analysis: The mad scramble for Central Asia’s resources needs a plan
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников