В июле 2024 года Беларусь стала первой европейской страной, присоединившейся к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В январе 2025 года последовало подписание трех соглашений о стратегическом партнерстве в Евразийском регионе.
Эти события можно рассматривать как часть более широких исторических преобразований, которые в настоящее время меняют мир. Эти партнерства окажут решающее влияние на геополитическое и геоэкономическое позиционирование, сигнализируя о смещении географических центров противостояния и сотрудничества в сторону новых регионов, в сторону от традиционных центров силы прошлого века. В результате 2025 год станет годом глубоких преобразований на мировой арене.
Беларусь — первая европейская страна, вступившая в Шанхайскую организацию сотрудничества
На саммите ШОС, состоявшемся в июле 2024 года в столице Казахстана Астане, Беларусь была принята в организацию в качестве десятого полноправного члена. До этого Беларусь имела статус наблюдателя с 2015 года, наряду с Монголией и Афганистаном.
ШОС, созданная в 2001 году Китаем, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном, представляет собой межправительственный механизм сотрудничества, направленный на укрепление взаимодействия в таких областях, как безопасность, борьба с терроризмом, экономика и энергетика. В последующие годы Индия, Пакистан и Иран присоединились к организации в качестве полноправных членов. Сегодня в организации в качестве партнеров по диалогу участвуют еще 14 стран: Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка, Египет, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Мальдивы, Мьянма, Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт.
Присоединение Беларуси еще больше усилило евразийское измерение организации. Для Минска вступление в ШОС является важным шагом, означающим изменение официальной внешней политики страны в направлении Востока. Этот сдвиг был инициирован президентом Александром Лукашенко четыре года назад, после того как стало очевидно, что прежний многосторонний подход страны — балансирование между отношениями с Западом, Россией и «дальними странами» (в частности, Китаем) — оказался неэффективным. Вместо того чтобы обеспечить безопасность или экономическое процветание, эта стратегия делала Беларусь все более уязвимой к внешнему давлению и угрозам, помещая ее в своего рода самоизоляцию от основных международных держав, без четкой привязки к какой-либо стороне.
Беларусь сделала участие в ШОС своим приоритетом, сосредоточившись на расширении экономического сотрудничества и снижении зависимости от доллара США как мировой резервной валюты. В своем выступлении на саммите президент Лукашенко подчеркнул это, заявив: «Беларусь считает приоритетным создание двустороннего платежного механизма в национальных валютах, а также коллективного финансового института ШОС. Мы часто говорим о том, насколько мы сильны — и это действительно так. На нас приходится более 40 процентов населения планеты и около трети мирового ВВП».
Белорусский лидер призвал к принятию Евразийской хартии многообразия и многополярности в рамках ШОС. Вступление Беларуси в ШОС в очередной раз подчеркивает расхождение политической траектории страны с политикой ее постсоветских соседей — стран Балтии и Украины, — где усилия по интеграции в евроатлантические структуры сопровождались ростом русофобии и ухудшением отношений с Россией.
В начале 1990-х годов казалось, что Беларусь может пойти по тому же гибельному пути, что и вышеупомянутые страны. Почему этого не произошло? Одна из ключевых причин заключается в том, что политическая русофобия, корни которой уходят в этнический национализм, не была так глубоко укоренена в белорусском обществе, как в странах Балтии и в Украине. Это позволило Беларуси взаимодействовать с западными и восточными партнерами в более спокойной, прагматичной манере, свободной от идеологических ограничений и стереотипов. Если бы этого не произошло, Беларусь могла бы постигнуть та же участь, что и Украину, которая проиграла трехлетнюю войну с Россией, понесла территориальные потери и осталась с неопределенным статусом, поскольку в обозримом будущем ее не примут ни в НАТО, ни в ЕС.
Уже в первом десятилетии XXI века Беларусь стала активным участником Движения неприсоединения, одновременно укрепляя свои связи с Китаем. Возможно, Беларусь стала одним из первых постсоветских государств, задумавшихся о сотрудничестве с этой растущей мировой державой. Таким образом, вступление в ШОС является логическим продолжением дальновидной внешней политики президента Лукашенко.
Декларация о Соглашении о столетнем партнерстве между Великобританией и Украиной
Подписание 16 января 2025 года Соглашения о столетнем партнерстве между Великобританией и Украиной, не вызвавшее предварительного внимания СМИ, застало мир врасплох. Это стратегический шаг Соединенного Королевства как на европейской, так и на мировой арене. Соглашение было заключено во время неожиданного визита в Украину премьер-министра Великобритании Кира Стармера.
Согласно официальным заявлениям, соглашение направлено на укрепление оборонного сотрудничества между двумя странами. Оно предоставляет Великобритании доступ к добыче полезных ископаемых на украинской земле. Взамен Великобритания расширит программу военной подготовки украинского персонала, углубит сотрудничество в области дальнобойного оружия и будет инвестировать в оборонную промышленность Украины, включая беспилотники, артиллерию и передачу технологий.
Президент Владимир Зеленский заявил, что соглашение также содержит раздел с ограниченным доступом и секретностью. Кроме того, ожидается, что в этом году Украина получит 6,6 миллиарда долларов США в виде военной помощи, а также более трех миллиардов долларов ежегодно в рамках долгосрочных обязательств по поддержке. Время, когда Великобритания сделала этот шаг, можно интерпретировать и анализировать с нескольких точек зрения.
Он произошел всего за несколько дней до того, как новоизбранный президент США Дональд Трамп вошел в Белый дом и приступил к исполнению своих обязанностей. Поскольку в своей предвыборной кампании Трамп ставил во главу угла урегулирование конфликта в Украине путем переговоров, подписание соглашения нанесло болезненный удар по традиционному союзнику Великобритании. В ответ Трамп не пощадил Соединенное Королевство, введя 10-процентные тарифы на импорт британских товаров. Его намерение включить Канаду в состав США в качестве 51-го штата было воспринято как прямое оскорбление Соединенного Королевства, учитывая, что Канада остается под властью британской короны.
Подписав соглашение, Великобритания предприняла упреждающий шаг для продвижения своих стратегических интересов в Восточной Европе до начала любых переговоров о прекращении огня в Украине. Это позволит ей использовать промежуточный период для оказания давления на Москву и обеспечить себе долгосрочную геополитическую, экономическую и энергетическую долю до того, как будут окончательно определены линии контроля и влияния в Восточной Европе. С другой стороны, Британия использует этот шаг для оказания давления на новую администрацию Трампа, которая, как представляется, недооценивает своих союзников и стремится расширить сферу своего влияния за их счет в попытке создать геополитический и экономический плацдарм в Восточной Европе. Это нашло отражение в высказываниях премьер-министра Кира Стармера о возможном развертывании британских миротворческих сил в Украине. Такой шаг, вероятно, вызовет дискомфорт в Вашингтоне, который стремится к прекращению российско-украинского конфликта. Это, в свою очередь, вызывает беспокойство в Лондоне, который десятилетиями строил свою стратегическую позицию на устойчивой враждебности к Москве.
Соглашение о партнерстве между Соединенными Штатами и Арменией
14 января 2025 года, за два дня до подписания Соглашения о столетнем партнерстве между Великобританией и Украиной, в Вашингтоне произошло еще одно не менее значимое событие: Соединенные Штаты и Армения подписали соглашение о стратегическом партнерстве. Этот шаг также стал тактической неожиданностью в свете стремительно меняющихся глобальных перестановок и новых альянсов. Соглашение было подписано уходящим в отставку госсекретарем США Энтони Блинкеном.
Соглашение устанавливает прочную основу, охватывающую широкий спектр областей, включая укрепление экономических и энергетических связей, расширение каналов связи, углубление сотрудничества в области обороны и безопасности, укрепление демократических институтов, содействие правосудию и верховенству закона, развитие инноваций и передовых технологий — все это необходимо для навигации по все более сложному геополитическому ландшафту. Блинкен сделал особый акцент на экономических и энергетических вопросах, а также на готовности Вашингтона содействовать Армении в мирном использовании ядерных технологий. Обе стороны подчеркнули важность соглашения для достижения стабильности на Южном Кавказе.
Нет сомнений в том, что соглашение о стратегическом партнерстве между США и Арменией будет иметь геополитические и геоэкономические последствия в самом сердце Евразии и Кавказа, где глобальная конкуренция наиболее остра. Конкуренция в этом регионе особенно остра из-за множества конкурирующих транспортных и энергетических проектов, а также ключевых сухопутных и морских маршрутов, соединяющих Восток с Западом и Север с Югом.
Хотя Армения сейчас позиционирует себя как многостороннее государство, поддерживающее связи как с Востоком, так и с Западом — включая США, Францию, Россию, Иран и Индию, — это мало что меняет в реальности региональной неразберихи, которую, вероятно, спровоцирует новое соглашение. Этим соглашением Соединенные Штаты, похоже, посылают четкий сигнал всем остальным игрокам: «Теперь мы находимся в самом сердце Евразии, на границах всех стран. Без Вашингтона не будет ни войны, ни мира, и ни один энергетический проект или коридор не сможет избежать нашего влияния». Госсекретарь США Блинкен, приветствовавший участие Армении в коридоре Север-Юг, связывающем Иран с Россией и Индией, а также в энергетических маршрутах, соединяющих Азербайджан и Черное море с Турцией и Европой, вполне возможно, хотел дать понять ЕС и Китаю, что китайская инициатива «Пояс и путь» (BRI) не может функционировать без Соединенных Штатов.
Первой отреагировала Россия: министр иностранных дел Сергей Лавров предупредил, что Армения не может одновременно оставаться членом Евразийского экономического союза, в который она сейчас входит, и стремиться к членству в ЕС, поскольку эти две структуры принципиально несовместимы. Между тем Азербайджан и его союзник Турция, а также Иран, традиционный партнер Армении, выразили обеспокоенность новой геополитической ориентацией Армении. Этот последний шаг Америки в евразийском регионе может послужить объединяющим фактором для стран, давно разделенных соперничеством: Ирана, Азербайджана, Турции и России.
В контексте происходящих глобальных трансформаций, совпавших с инаугурацией новой администрации США при Дональде Трампе, целесообразно рассмотреть недавнюю волну ускоренных событий: расширение Шанхайской организации сотрудничества до границ Европейского союза за счет присоединения Беларуси; соглашение между Великобританией и Украиной; стратегическое партнерство между США и Арменией; соглашение между Россией и Ираном от 17 января 2025 года; соглашение о партнерстве между Китаем и Ираном, подписанное в 2021 году. Все эти события следует рассматривать в более широких рамках глобальной трансформации и продолжающейся борьбы за формирование нового многополярного мирового порядка. На это указывают многочисленные признаки, в первую очередь первая речь президента Трампа после инаугурации, в которой он выразил стремление к миру, приверженность предотвращению будущих войн и нацеленность на восстановление Соединенных Штатов изнутри.
Автор: IFIMES — Международный институт ближневосточных и балканских исследований, расположенный в Любляне, Словения, с 2018 года имеет специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ЭКОСОС/ООН. IFIMES также является издателем международного научного журнала European Perspectives, выходящего два раза в год. IFIMES собирает и отбирает различную информацию и источники по ключевым конфликтным зонам в мире. Институт анализирует взаимоотношения сторон с целью повышения значимости примирения, раннего предупреждения/превентивной дипломатии и разоружения/мер по укреплению доверия в региональном или глобальном разрешении существующих конфликтов и роли превентивных действий против новых глобальных споров.
Источник: Belarus 2025: Eurasia An Arena Of Emerging Strategic Partnerships – Analysis
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников