22.06.2022 19960

Казахстан и Иран: в приоритете торговля, транзит, транспортировка


Anadolu Agency

В ходе визита президента Казахстана в Иран стороны договорились о расширении сотрудничества в области железнодорожного и автомобильного транспорта и использовании иранских портов для экспорта энергоресурсов.

Визит президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Иран рассматривается как попытка изучить более безопасные альтернативы экспорту зерна и энергоресурсов в нынешних меняющихся геополитических условиях.

Токаев прибыл в Тегеран в воскресенье и после встречи с президентом Ирана Ибрахимом Раиси пообещал объявить 14-дневный безвизовый режим для иранцев в Казахстане и создать свободную экономическую зону между двумя странами.

На волне поляризации международных отношений из-за конфликта на Украине многие страны стремились расширить отношения с другими региональными игроками. По словам иранского эксперта по делам Центральной Азии Омида Рахими, в нынешних условиях пунктом назначения служат такие страны как Иран, которые напрямую не вовлечены в конфликт.

Визит Токаева в Иран состоялся на следующий день после прибытия контейнерно-транзитного поезда Казахстан-Иран-Турция в Тегеран в субботу. Вместе со своим иранским коллегой он принял участие в онлайн-церемонии запуска этого контейнерного поезда.

По сообщению казахстанского канала «Хабар 24», грузовой поезд отправился из Павлодара в Северном Казахстане, затем проследовал через Туркменистан и достиг железнодорожной станции Инчех-Борун в иранской провинции Голестан. Позже в субботу он прибыл в Тегеран.

Этот железнодорожный маршрут может в будущем стать связующим звеном между Китаем и Европой. Пилотный контейнерный поезд состоит из 48 контейнеров. Протяженность 12-дневного маршрута составляет 6 336 километров (3 937 миль). Ожидается, что запуск этого нового транснационального сообщения внесет свой вклад в разнообразие логистических возможностей.

Президент Казахстана среди прочего обсудил вопросы использования потенциала транзитных коридоров. Он сказал, что обе стороны заинтересованы в использовании транзитного потенциала, и в этом плане особое значение имеют коридоры, соединяющие территории с востока на запад и с севера на юг.

Альтернативные порты

После российско-украинской войны и санкций, введенных против России, Казахстан ищет альтернативные порты для экспорта своей нефти на международный рынок.

Ахмед Касимзаде, иранский эксперт по евразийским делам, считает, что в настоящее время 96% экспорта казахстанской нефти идет через российские порты. После санкций европейские покупатели проявляют нежелание покупать казахстанскую нефть через Россию.

Когда к концу 2022 года санкции ЕС в отношении российской нефти будут полностью введены в действие, Казахстан к тому времени рассчитывает постепенно увеличивать экспорт нефти через Иран. Более того, учитывая последствия российско-украинского конфликта, правительство Казахстана также стремится сбалансировать свои отношения с Москвой, налаживая более тесные связи с региональными державами, такими как Тегеран и Анкара. Визит Токаева в Анкару в начале этого месяца был частью того же плана.

Казахстан стремится экспортировать свою энергию по различным каналам. Посол Ирана в Казахстане Маджид Самадзаде сказал, что теперь некоторых иностранных перевозчиков можно убедить использовать альтернативные маршруты, которые являются короткими, надежными и безопасными. Тот же аргумент касается важности Ирана для транзитных трубопроводов для транспортировки нефти и газа.

Посол сказал, что и Иран, и Казахстан будут корректировать свои отношения, исходя из того, что лучше всего отвечает их взаимным интересам. Таким образом, некоторые страны региона, в том числе Казахстан, могут принять решение экспортировать часть своего экспорта нефти и газа через Персидский залив и Оманское море. В результате иранский маршрут будет активно использоваться.

Поскольку и Иран, и Казахстан расположены на пересечении коридоров Север-Юг и Запад-Восток, их роль в обеспечении продовольственной и промышленной безопасности всего евразийского региона будет возрастать.

По словам бывшего посла Ирана в Казахстане Рамина Мехманпараста, обе стороны могут воспользоваться большими возможностями для экспорта и импорта энергоресурсов, строительных материалов, продуктов питания, зерна, и других товаров не только между ними, но и в Европу, Азию и Африку. Он добавил, что, учитывая сложную геополитическую обстановку, вызванную военными конфликтами, потенциал поиска альтернативных выходов стал необходим как никогда.

Общепризнано, что южный маршрут через Иран является жизнеспособным маршрутом, по которому можно транспортировать нефть и газ, в которых нуждается Европа, не пересекая российскую границу. Похоже, теперь более серьезно может рассматриваться вариант транспортировки энергоресурсов с Каспийского моря через Иран.

В разные годы эксперты двух стран указывали на препятствия, мешающие развитию экономических отношений между двумя странами.

Договор о расширении железнодорожных и автомобильных перевозок

Стороны договорились усилить партнерство за счет расширения сотрудничества в железнодорожном и автомобильном транспорте. Обсуждались различные стратегии по увеличению объемов торговли товарами и услугами через иранские порты, в том числе Бендер-Аббас, и расширение сотрудничества двух стран на Каспийском море, особенно морской торговли с использованием портов двух стран.

Казахстанский политолог Замир Каражанов говорит, что Казахстан сейчас обсуждает реализацию нескольких совместных проектов с участием иранских компаний, что означает увеличение взаимных инвестиций.

Ссылаясь на ключевую роль Ирана и Казахстана в трех регионах Каспийского моря, Западной и Центральной Азии, эксперты подчеркивают, что сотрудничество двух стран в региональных и международных организациях было необходимо для того, чтобы избежать возможных рисков путем выявления новых возможностей. Более того, богатый энергоресурсами Казахстан не имеет выхода к морю и нуждается в коротких и безопасных маршрутах для выхода в открытые воды и на мировые рынки.

Элахех Кулаэй, эксперт Тегеранского университета, считает, что расположение Ирана на Ближнем Востоке может создать широкий спектр новых возможностей для торговли, промышленности, услуг, увеличения национального дохода и, следовательно, накопления капитала и развития и даже безопасности для страны.

Она добавляет, что Иран занимает ключевое геополитическое положение в регионе, расположение на пересечении Азии и Европы, обладание вторыми по величине энергоресурсами в мире, массовым потребительским рынком и растущим стремлением стран Центральной Азии к экспорту энергоресурсов.

Источник: https://www.aa.com.tr/en/analysis/analysis-kazakhstan-iran-focus-on-trade-transit-and-transportation/2618230

Перевод Дианы Канбаковой