В то время как геополитическая конкуренция в Центральной Азии по-прежнему определяется Китаем, США, Саудовской Аравией и другими странами, Брюссель все чаще позиционирует себя как надежного долгосрочного партнера.
Центральная Азия, включающая Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и Кыргызстан, вновь оказалась в центре геополитической шахматной доски. Огромные запасы нефти и газа в регионе — почти 3 процента мировых доказанных запасов нефти и более 12 процентов природного газа — исторически определяли его внешние связи.
Однако сегодня его реальная стратегическая ценность для Европейского союза заключается в неиспользованном потенциале возобновляемых источников энергии и растущих поставках критического сырья (КС). В настоящее время регион производит 19 из 34 КС, необходимых ЕС, включая литий, кобальт и никель, и планирует увеличить это число до 21. В долгосрочной перспективе это может помочь сбалансировать доминирование Китая на мировом рынке КС. Кроме того, благодаря благоприятным географическим и климатическим условиям регион обладает огромным, неиспользованным потенциалом возобновляемых источников энергии, особенно солнечной, ветровой и гидроэнергетики, которые часто рассматриваются как источник жизненной силы для будущей мировой экономики.
Роль Центральной Азии в меняющемся стратегическом калькуляторе ЕС
ЕС, который в апреле этого года провел в Брюсселе первый саммит ЕС – Центральная Азия, является вторым по величине торговым партнером региона и его крупнейшим иностранным инвестором, на долю которого приходится более 40 процентов всех прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в регионе. За последнее десятилетие экспорт ЕС в регион вырос на 99,5%, в то время как импорт увеличился на 42,6%. В 2023 году объем торговли между ЕС и Центральной Азией достигнет 59 миллиардов евро.
Однако этот впечатляющий рост не является исключительно результатом стратегического и коммерческого выравнивания. Более тонкий анализ показывает, что часть резкого роста торговли, скорее всего, связана с обходом санкций, введенных против России. По данным Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), около 30% экспорта ЕС в Центральную Азию, включающего санкционные товары, может быть перенаправлено через Казахстан и Кыргызстан, что указывает на потенциал сетей обхода санкций. В дополнение к этим выводам немецкий Институт экономических исследований сообщает, что с марта 2022 года страны Содружества Независимых Государств (СНГ), включая страны Центральной Азии, поставляют 8% российского импорта, связанного с военной тематикой, и 3% экономически важных товаров.
В определенном смысле это только подчеркивает растущую стратегическую значимость Центральной Азии. В этом контексте инициатива ЕС «Глобальные ворота» направлена на раскрытие огромного потенциала региона в области возобновляемой энергетики и зеленого водорода, обеспечение доступа к КС и поддержку усилий Центральной Азии по снижению зависимости от Китая.
Развитие Транскаспийского транспортного коридора (Среднего коридора) и расширение инфраструктуры зеленой энергетики лежат в основе этой повестки дня. Будучи стратегической опорой внешнего взаимодействия ЕС, он служит мультимодальной торговой и энергетической связью между Центральной Азией и Европой через Южный Кавказ и Черное море. Он способен вдвое сократить время транспортировки и втрое увеличить объемы торговли к 2030 году. Помимо логистики, он рассматривается как канал для экспорта энергоресурсов и стимулирования взаимных экономических и экологических выгод.
Эти стратегические амбиции получили дополнительный импульс благодаря первому саммиту ЕС – Центральная Азия, состоявшемуся в апреле 2025 года в Самарканде, столице Узбекистана и историческом центре Шелкового пути. Саммит стал стратегической вехой, открыв новую главу в отношениях и подняв партнерство на более всеобъемлющий и перспективный уровень.
Развивая этот импульс, ЕС объявил о пакете инвестиций в «Глобальные ворота» в размере 12 млрд евро в дополнение к 10 млрд евро, уже выделенным на флагмана проекта — Средний коридор. Новое финансирование включает 3 млрд евро для Среднего коридора, 2,5 млрд евро для КС, 6,4 млрд евро для «зеленого» перехода и целевую поддержку развития возобновляемых источников энергии во всем регионе.
На местах европейская промышленность все активнее участвует в «зеленом» переходе в Центральной Азии. В частности, 1,6 млрд евро было выделено на строительство медного рудника Алмалык в Узбекистане, а немецкая компания Svevind продвигает крупномасштабный проект по производству зеленого водорода в Казахстане. В Узбекистане ЕБРР поддерживает проект по производству возобновляемого водорода в партнерстве с компаниями ACWA Power и «Узкимесаноат».
Позиционирование ЕС в условиях меняющейся региональной динамики
Хотя ЕС активизирует свое участие, он действует в условиях тесноты и конкуренции. Другие крупные игроки также расширяют свое присутствие в энергетическом ландшафте Центральной Азии, каждый из которых преследует свои стратегические и экономические интересы.
Китай продолжает активно работать в регионе в рамках инициативы «Пояс и путь» (BRI), инвестировав в Центральную Азию более 105 млрд долларов за последние два десятилетия. Пекин также переходит от ископаемых видов топлива к возобновляемым источникам энергии и долевому участию в стратегических секторах.
Саудовская Аравия через компанию ACWA Power выделила Узбекистану 15 млрд долларов (это вторая по величине инвестиция после вложений в само королевство), причем 87 процентов этой суммы направлено на ветряные, водородные и солнечные проекты.
Хотя Соединенные Штаты лишь умеренно участвуют в секторе возобновляемой энергетики (и, вероятно, будут еще меньше участвовать при второй администрации Трампа), они поддерживают экспорт электроэнергии через такие инициативы, как CASA-1000, и способствуют развитию торговых связей через Лазуритовый коридор (транзитный проект между Турцией, Грузией, Азербайджаном, Туркменистаном и Афганистаном — прим. Check-point.kz) для укрепления торговли Афганистана и Центральной Азии с Европой и более широким Евразийским регионом.
Хотя Россия традиционно сильна в секторе ископаемого топлива, ее влияние в Центральной Азии постепенно снижается после вторжения в Украину, особенно потому, что ей не хватает потенциала зеленой энергетики, чтобы конкурировать с целевыми инвестициями стран Персидского залива и растущим присутствием Китая в регионе.
Турция также укрепляет свои позиции в регионе, хотя ее инвестиции в возобновляемую энергетику остаются скромными и направлены скорее на политический диалог и содействие торговле, чем на инфраструктурные проекты.
Признавая свое растущее геополитическое значение, центральноазиатские государства все активнее отстаивают стратегическую автономию с помощью многовекторной дипломатии и таких рамок, как формат С5+1. Тщательно балансируя между отношениями с Россией, Китаем, ЕС и другими крупными политическими игроками, страны Центральной Азии стремятся защитить свой национальный суверенитет, способствовать экономическому развитию и повысить свой международный авторитет.
Возможности и проблемы для расширения взаимодействия с ЕС
Регион Центральной Азии открывает широкие возможности для углубления сотрудничества с ЕС. В рамках своей приверженности «зеленому» переходу государства Центральной Азии устанавливают все более амбициозные цели в области возобновляемых источников энергии.
Казахстан намерен к 2030 году вырабатывать 15% электроэнергии за счет возобновляемых источников, а к 2050 году довести этот показатель до 50%. В то же время Узбекистан повысил свой целевой показатель на 2030 год с 40 до 50 процентов от общего потребления энергии за счет возобновляемых источников. Таджикистан, уже получающий 98% электроэнергии из гидроэлектростанций, теперь инвестирует в солнечную и ветровую энергетику, чтобы диверсифицировать свой энергобаланс и повысить энергетическую безопасность. Кыргызстан также расширяет свой портфель возобновляемых источников энергии, не ограничиваясь гидроэнергетикой. В Казахстане и Узбекистане реализуются пилотные проекты по производству зеленого водорода, а Таджикистан планирует к 2040 году выпустить миллион тонн водорода.
Ценностное предложение ЕС в Центральной Азии основано на его приверженности устойчивому развитию, прозрачному управлению и долгосрочному наращиванию потенциала. Однако воплощение этих принципов в эффективное взаимодействие на местах сопряжено с рядом проблем. Инфраструктурные пробелы, особенно в транснациональных электросетях, по-прежнему препятствуют региональной интеграции. В то же время ЕС сталкивается с острой финансовой конкуренцией, поскольку страны Персидского залива и Китай часто предоставляют более быстрый и менее условный капитал. Различная правовая, нормативная и институциональная база региона еще больше усложняет реализацию проектов. Для достижения реального эффекта потребуются целевые инвестиции в модернизацию сетевой инфраструктуры и согласованные усилия по гармонизации нормативно-правовой базы для обеспечения трансграничной торговли энергоресурсами.
Развитие долгосрочных стратегических партнерств
Сотрудничество ЕС в области возобновляемых источников энергии в регионе — это не просто климатическая политика, это скорее стратегическая инвестиция в геополитическую значимость через устойчивое развитие. Если Брюссель выполнит свои обещания, отделит себя от добывающих моделей и институционализирует энергетические партнерства, он сможет стать предпочтительным партнером региона в его «зеленом» переходе.
Лидерство Германии, опирающееся на опыт в области промышленности и возобновляемых источников энергии, будет иметь жизненно важное значение. В мире, формирующемся под влиянием климатических условий и конкурентных связей, сочетание инвестиций, доверия и амбиций ЕС может стать его самым сильным активом.
Важно отметить, что ЕС не должен рассматривать региональных игроков, таких как Саудовская Аравия и Турция, в качестве конкурентов. Вместо этого он должен стремиться к стратегическому сотрудничеству. Саудовская Аравия через ACWA Power предоставляет значительные финансовые ресурсы и позиционирует себя как прагматичная средняя держава, которая не угрожает потенциальному росту ЕС в регионе. Турция, с ее культурной близостью, региональными связями и расширяющейся ролью в продвижении Среднего коридора, представляет собой ценного союзника в продвижении как связанности, так и устойчивого развития в регионе.
В свете того, что Китай укрепился в регионе в основном благодаря дипломатии долговой ловушки, государства Центральной Азии все более осторожно относятся к риску чрезмерной зависимости. Они активно стремятся диверсифицировать свои торговые партнерства. ЕС может сыграть важную роль в поддержке этой траектории, обеспечивая доступ к глобальным рынкам за пределами Китая и России, тем самым способствуя созданию более сбалансированной и взаимовыгодной внешней среды.
Более того, правительства стран Центральной Азии особенно восприимчивы к сотрудничеству в тех областях, где ЕС обладает явными сравнительными преимуществами: возобновляемые источники энергии, важнейшие виды сырья и развитие надежных транспортных коридоров, таких как «Средний коридор». Если Брюссель сможет добиться ощутимых результатов в этих областях, его присутствие в регионе будет не только экономически выгодным, но и дипломатически и стратегически устойчивым, особенно в контексте «зеленого перехода».
Соответствие с основными целями
В условиях меняющейся динамики мировой энергетики Центральная Азия становится стратегическим узлом в развивающейся внешней политике ЕС, где пересекаются императивы перехода к чистой энергетике, устойчивости цепочки поставок и геополитической автономии. Обладая огромными запасами КС, огромным потенциалом возобновляемой энергии и стратегическим расположением вдоль таких маршрутов, как Средний коридор, этот регион предлагает не только экономические возможности - он открывает путь к повышению устойчивости и геополитической автономии.
Со стратегической точки зрения углубление взаимодействия с Центральной Азией тесно связано с основными целями ЕС: ускорение «зеленой» трансформации, снижение зависимости от российских и китайских цепочек поставок и продвижение прозрачных, основанных на правилах связей по всей Евразии. Таким образом, зарождающееся партнерство выходит за рамки экономического сотрудничества. Скорее, оно представляет собой долгосрочную геополитическую инвестицию в устойчивость, региональную стабильность и влияние ЕС в рамках развивающегося многополярного международного порядка.
Реализация этих целей потребует от ЕС институционализации взаимодействия с Центральной Азией, в первую очередь через систему Global Gateway, чтобы обеспечить эффективное воплощение нормативных устремлений в долгосрочные и взаимовыгодные партнерские отношения. Центральная Азия имеет все возможности для того, чтобы стать стратегической опорой развивающейся зеленой и геополитической архитектуры Европы.
Автор: Мавжуда Акрамова Очс — эксперт, специализирующийся на энергетической геополитике и дипломатии в Евразии, с исследовательским фокусом на развивающихся отношениях между Европейским союзом и Центральной Азией, Турцией и Азербайджаном.
Источник: Europe’s Growing Engagement in Central Asia
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников