Отказ США от усилий по развитию Центральной Азии оставит открытое поле для Китая и России.
Когда в 2021 году Соединенные Штаты вывели войска из Афганистана, это означало не просто окончание войны, а крах последовательного американского участия во всей ключевой части Центральной Азии. С тех пор ликвидация инструментов помощи в целях развития — кульминацией которой станет практически полное упразднение Агентства США по международному развитию (USAID) в 2025 году - привела к возникновению опасного вакуума. Россия и Китай заполняют его военными пактами, инфраструктурой наблюдения и государственными инвестициями. Соединенные Штаты, напротив, отступили от своей самой эффективной формы влияния — дипломатии развития.
Нигде это не проявляется так явно, как в Казахстане и Узбекистане — двух странах, которые долгое время считались критически важными для усилий США по продвижению стабильности, реформ и связей по всей евразийской степи.
Казахстан, крупнейшая экономика Центральной Азии и стратегический поставщик энергоресурсов, исторически стремился проводить «многовекторную» внешнюю политику, чтобы уравновесить Россию, Китай и Запад. На протяжении десятилетий Соединенные Штаты были ключевым игроком в этом балансе. USAID поддержал институциональные реформы в области здравоохранения, энергетики и охраны окружающей среды.
Например, в 2022 году инициатива USAID «Сила Центральной Азии» помогла крупнейшей энергетической компании Казахстана сократить выбросы метана в рамках нового меморандума о сотрудничестве. Агентство также вложило средства в борьбу с туберкулезом, предоставив обучение и техническую помощь Министерству здравоохранения Казахстана.
Узбекистан предлагает еще более многообещающие возможности. С момента прихода к власти в 2016 году президент Шавкат Мирзиёев проводит осторожную политическую и экономическую либерализацию. В ответ на это USAID активизировало разработку программ, начиная с запуска инициативы «Узбекистан, свободный от туберкулеза» и заканчивая содействием расширению отечественного фармацевтического производства. Эти усилия были не просто мероприятиями в сфере здравоохранения — они были частью более широкой кампании по укреплению верховенства закона, повышению конкурентоспособности частного сектора и углублению связей с западными институтами.
Однако эти связи разрушаются. В рамках реструктуризации правительства администрация Трампа включила функции USAID в состав разросшейся бюрократии Государственного департамента. Программы на местах были сокращены или заморожены, а технические специалисты ушли из посольств. По данным издания The Diplomat, сокращение помощи оказало «разрушительное» воздействие на всю Центральную Азию, в результате чего американские представительства оказались не в состоянии предложить значимые альтернативы инвестициям, поддерживаемым авторитаризмом.
Тем временем Россия и Китай удвоили свои усилия. В феврале 2023 года Казахстан подписал дорожную карту оборонного сотрудничества с Россией в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), что усиливает влияние Москвы в сфере безопасности. Пекин в рамках «Цифрового шелкового пути» расширил построенную Huawei инфраструктуру наблюдения в узбекских городах и предложил льготные кредиты на облачные хранилища, системы электронного правительства и пограничный контроль с использованием искусственного интеллекта.
Это не нейтральные инструменты. Они кодируют авторитарные предпочтения в цифровой и институциональной архитектуре Центральной Азии. Без постоянного участия США в развитии у местных игроков остается меньше возможностей и рычагов, чтобы требовать прозрачности, подотчетности или демократических гарантий.
Когда-то дипломатия развития была тихой основой американского влияния. Она означала нечто большее, чем просто доллары иностранной помощи. Она приводила технических консультантов в министерства, обучала судей и местных чиновников, укрепляла гражданское общество. Это сделало Соединенные Штаты надежным партнером для лидеров, проводящих модернизацию без принуждения. Но сейчас это доверие ослабевает.
Последствия этого носят стратегический характер. Центральная Азия находится на перекрестке соперничества между США, Китаем и Россией. Здесь проходят ключевые сухопутные коридоры, осуществляется экспорт энергоносителей, сосредоточены запасы редкоземельных металлов и растет численность молодежи. Когда Вашингтон уходит с поля развития, он не просто теряет добрую волю — он уступает правила игры своим соперникам.
Если Соединенные Штаты намерены оставаться серьезным геополитическим игроком в регионе, они должны восстановить свои гражданские инструменты внешней политики. Это означает восстановление независимого потенциала USAID, приверженность долгосрочным партнерским отношениям и восстановление технических команд на местах. Центральная Азия не хочет быть ничьим государством-клиентом. Но без американского участия ее выбор сужается — и наш тоже.
Автор: Стивен Э. Хендрикс — генеральный директор компании Hendrix LLC и старший научный сотрудник Юридического колледжа Университета ДеПол. Бывший кадровый дипломат, координатор по вопросам внешней помощи Агентства США по международному развитию (USAID) в Государственном департаменте США
Источник: The Next Scramble for Central Asia
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников