Экономика

Послужит ли казахстанский уран топливом для бума ИИ?

Forbes

14.05.2025

Администрация Трампа решила, что Соединенные Штаты должны занять позицию мирового лидера в области ИИ «в целях содействия процветанию человечества, экономической конкурентоспособности и национальной безопасности», согласно президентскому указу от 23 января 2025 года. Ведущие мировые технологические компании, такие как Google, Microsoft, Amazon и другие, сделали ставку на искусственный интеллект и стремятся создать самые совершенные модели. Они также осознали, что им понадобится электричество — много электричества.

Первые разработки показали, что ИИ требуется значительно больше энергии, чем традиционным вычислениям. По прогнозам, к 2030 году глобальные центры обработки данных будут потреблять больше энергии, чем государство Япония, что побуждает компании инвестировать в собственные источники энергии, чтобы избежать потенциальных препятствий в энергоснабжении. Это подтолкнуло частные технологические компании к работе в сфере энергоснабжения, а Google даже добивается строительства собственного ядерного реактора. Места, которые смогут обеспечить себя самой дешевой и богатой энергией и в то же время обладать технически подкованным человеческим капиталом для центров обработки данных и технологических компаний, будут иметь огромное преимущество.

Правительства стремятся использовать инвестиции в ИИ для ускорения социально-экономического развития и перехода на новый уровень экономического развития. Хотя некоторые наблюдатели выражают опасения, что рост ИИ может увеличить разрыв между развитыми странами и развивающимися рынками, он также дает возможность богатым энергоресурсами развивающимся странам совершить технологический рывок. Немногие регионы лучше приспособлены для использования этого уранового и ИИ-бума, чем крупнейший в мире экспортер урана: Казахстан.

Поставки урана из Казахстана

Гонка за искусственным интеллектом в будущем меняет геополитику. В Казахстане, граничащем с Россией и Китаем, ИИ способствует геополитической переориентации на Запад. Речь идет не только о сдерживании соседей, но и о том, чтобы бум ИИ не отрезал Казахстан от глобального развития.

Казахстан стремится использовать свои богатые местные энергетические ресурсы, чтобы сделать ИИ приоритетом развития. Стратегия Астаны, в частности, предполагает использование в своих интересах устоявшегося положения страны как крупнейшего в мире поставщика урановой руды. В 2024 году Казахстан произвел от 21 тысячи до 22 500 тонн урана, а в 2025 году прогнозирует увеличение производства до 25 000–26 500 тонн урана. Запасы урана в стране и растущее производство сделали ее стержнем в глобальной цепочке поставок урана. Этот статус стержня обусловлен не только общим объемом поставок, поскольку другие известные производители урана в Центральной Азии, особенно Узбекистан, вынуждены экспортировать свой уран через Казахстан.

Мировые державы, включая двух гигантских соседей страны, признают эту позицию и стремятся участвовать в развитии гражданской атомной промышленности. Казатомпром, государственная атомная компания Казахстана, акции которой торгуются на Лондонской бирже, заключила соглашения о создании совместных предприятий с Россией и Китаем, а также Канадой, Францией и Японией. Венцом этого сотрудничества станут новые гражданские атомные станции Казахстана. Быстро растущий спрос Китая на атомную энергию без выбросов и исторические отношения России с Астаной в атомном секторе ставят их обоих в выгодное положение для дальнейшего участия, несмотря на целенаправленный поворот Казахстана на Запад.

Запад может смягчить ситуацию, используя свою способность содействовать развитию локализованной цепочки поставок ядерного топлива посредством инвестиций и передачи технологий, в результате чего цепочка поставок в Казахстане выйдет за рамки добычи руды. Кроме того, западные компании, работающие в сфере ядерной энергетики и искусственного интеллекта, могут интегрироваться с казахстанскими компаниями, инвестируя в локализованные центры обработки данных и расширяя партнерство с местными фирмами.

С точки зрения США, налаживание отношений со странами, способными поставлять уран, станет критически важным, поскольку ядерная энергетика становится все более необходимой для удовлетворения энергетических потребностей, связанных с расширением масштабов ИИ. После того как в 2024 году администрация Байдена распорядилась начать отказ от российских поставок урана, составлявших 35% американского импорта ядерного топлива, США столкнулись с его нехваткой. Американские усилия по созданию новой цепочки поставок ядерного топлива необходимы для того, чтобы уверенно конкурировать на современной технологической арене, и по этой причине их необходимо ускорить.

ИИ в Алматы

Помимо наличия средств для создания инфраструктуры, необходимой для развития искусственного интеллекта, Казахстан занимает лидирующие позиции в Центральной Азии в развитии талантов и технологической базы, необходимых для поддержки такой передовой отрасли. Казахстан долгое время подражал западным образовательным моделям и уделял особое внимание развитию человеческого капитала. Теперь ИИ является обязательной частью высшего образования в стране, и он был включен в национальную учебную программу. Это дальновидный шаг, на который пока не пошли даже США, а также еще одно свидетельство растущей ориентации Казахстана на США.

На саммите AlmatyFair.ai, прошедшем 28–30 марта 2025 года, собрались высокоэффективные казахстанские ИИ-компании, чтобы продемонстрировать свою работу. Среди представленных технологий была KazLLM, большая языковая модель, обученная на казахском языке, которая позволяет специалистам в IT-отрасли использовать модель, обученную на местном языке, для создания программного обеспечения с поддержкой ИИ, которое может быть лучше адаптировано для пользователей в Казахстане. Alem.ai — это попытка страны расширить базу талантов и капитала. Он нацелен на обучение 10 тысяч специалистов, запуск 100 стартапов и 10 исследовательских проектов, чтобы Казахстан стал центром, где инвесторы могут уверенно развивать передовой ИИ. На саммите KazLLM также были представлены существующие инициативы в области ИТ-инноваций, такие как Центральноазиатские инновационные хабы — частная инициатива, объединяющая казахстанский хаб «Астана» и IT-парк Узбекистана для продвижения, инкубирования и инвестирования в стартапы по всей Центральной Азии.

Эти события не только приведут к региональному распространению на остальную часть Центральной Азии, но и привлекут внимание мировых лидеров в области ИИ. Например, в последнюю когорту Cloud AI Accelerator компании Google были отобраны два казахстанских стартапа — Alma и Cerebra — из пятнадцати участников всей когорты, а другие технологические игроки, такие как Telegram и TikTok, уже работают в Астанинском хабе. Кроме того, сингапурская компания GK Hyperscale Ltd. инвестировала 1,5 миллиарда долларов в строительство крупнейшего в Центральной Азии центра обработки данных.

Роль Казахстана в глобальной гонке ИИ

В то время как самые влиятельные компании мира борются за расширение своих возможностей в области искусственного интеллекта, Казахстан готовится оседлать волну ядерного ренессанса и революции ИИ, увеличивая производство урана и инвестируя в образование мирового класса, развивая атомную энергетику и собственную IT-индустрию. Цели Астаны были обозначены президентом Касым-Жомартом Токаевым в недавнем выступлении перед учеными страны о важности ядерных технологий и искусственного интеллекта.

Настало время для американских компаний и спонсоров сделать шаг вперед и составить конкуренцию российским и китайским предприятиям, которые уже присутствуют в обоих направлениях в регионе. Чтобы закрепить свое мировое лидерство в области ИИ, американским предприятиям имеет смысл укрепить сотрудничество с Казахстаном, чтобы способствовать частным инвестициям и партнерству в урановой и технологической отраслях.

Автор: Ариэль Коэн, освещает вопросы энергетики и безопасности (Вашингтон).

Источник: Will Kazakhstan’s Uranium Fuel An AI Boom In Central Asia?

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников