10.06.2022 15527

Как вторжение России в Украину повлияло на казахстанскую политику


Foreign Policy Research Institute

В январе в Казахстане все изменилось. Серия демонстраций потрясла страну, распространившись от ее богатого нефтью запада до коммерческой и культурной столицы Алматы. Протесты, вспыхнувшие из-за давних требований более справедливого распределения богатства Казахстана, быстро обернулись против политической системы, но были подавлены до того, как удалось выдвинуть убедительные требования или появились новые лидеры. Насилие и требования политических перемен, с которыми столкнулся Казахстан, были беспрецедентными и бросили вызов политической стабильности в стране.

По просьбе президента Касым-Жомарта Токаева Россия направила тысячи военнослужащих, формально под эгидой Организации Договора о коллективной безопасности, для подавления протестов. По данным правительства, погибло не менее 232 человек, хотя многие считают эту цифру заниженной. Вмешательство его близкого союзника, казалось, сделало Казахстан более зависимым от России в плане безопасности, чем когда-либо со времен распада СССР.

А потом в феврале Россия вторглась в Украину. С тех пор, как в феврале началась последняя фаза войны, правительство Токаева стремилось изобразить себя не более зависимым от Москвы, чем раньше. По крайней мере, внешне Казахстан стремился продемонстрировать, что сохраняет независимость в ключевых сферах принятия экономических и внешнеполитических решений. Однако, внешность может быть обманчивой.

Политический ответ

Вмешательство России в Казахстан вызвало серьезные опасения, что Токаев станет фактически зависимым от Кремля в своем политическом выживании. Опыт Беларуси, которая фактически стала подчиняться Москве после того, как Александр Лукашенко подавил протесты в 2020 году, послужил предостережением.

Тем не менее правительство Токаева заняло относительно более сбалансированный подход к российскому вторжению в Украину. Казахстан попытался успокоить опасения Запада, не проявляя при этом серьезных признаков нелояльности по отношению к Москве.

Нигде это не видно так отчетливо, как в решении Токаева приостановить празднование Дня Победы в этом году. Этот шаг вызвал резкую критику со стороны некоторых голосов в Москве, в том числе комментатора Тиграна Кеосаяна. Министерство иностранных дел Казахстана даже предупредило, что Кеосаяну могут запретить въезд в Казахстан за его комментарии. Кроме того, министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди даже высмеял депутата Мосгордумы и лидера Коммунистической партии России Геннадия Зюганова за видео, в котором последний призвал Россию принять меры для защиты русскоязычного населения Казахстана. Правительство Казахстана разрешило небольшое количество митингов в поддержку Украины. Однако Украина отреагировала более агрессивно, когда их поддержал находящийся в изгнании оппозиционер Мухтар Аблязов.

Токаев разрешил эти акции протеста и мини-размолвки на публике. Они позволяют Казахстану дистанцироваться от Москвы и даже участвовать в выборочной критике, фактически не влияя на двусторонние отношения. Никакой критики путинского кровавого вторжения или российских военных не предвидится и не будет. Казахстан будет жестко контролировать любую неправительственную или оппозиционную политическую деятельность, чтобы гарантировать, что она действительно не рискует повлиять на отношения с Москвой или вызвать народную поддержку антироссийских действий.

Эти дрязги не распространяются на дипломатические действия. Казахстан воздержался при голосовании в ООН, осуждающем вторжение Путина. Он проголосовал против другой резолюции, которая, в конечном итоге, оказалась успешной, о лишении России членства в Совете ООН по правам человека.

Казахстан и санкции

С точки зрения Запада, наиболее важным фактором в российско-казахстанских отношениях является отношение Казахстана к санкциям, введенным Западом и его союзниками против России за ее вторжение в Украину. Пока что Токаев, кажется, готов приспособиться к западным санкциям, но при этом тщательно старается смягчить их воздействие.

С самого начала конфликта на Западе были опасения, что Казахстан может помочь Кремлю обойти санкции. До сих пор официальные лица Казахстана заявляли, что планируют соблюдать режим международных санкций. Есть признаки того, что санкции действительно влияют на торговлю: экспорт в Россию упал на 10,6% в марте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Тем не менее, пока еще прошло мало времени, и Казахстан все еще может изменить свой подход, если Москва окажет на него значительное давление. На саммите министров иностранных дел стран Содружества Независимых Государств в Душанбе 13 мая российский представитель Сергей Лавров заявил, что делегаты обсудили, как реагировать на санкции в отношении Москвы. Официальные лица Казахстана не сделали официального комментария.

Западные лидеры будут надеяться, что Казахстан удержит свои позиции перед лицом российского давления. Это может указывать на сделанные в конце марта комментарии заместителя главы администрации Токаева о том, что Казахстан «не будет инструментом для обхода санкций против России со стороны США и ЕС». Он заявил, что «мы (правительство Казахстана) будем соблюдать санкции», хотя само оно не будет вводить никаких ограничений для российского бизнеса. Правительство подтвердило, что оно соблюдает санкции США в отношении российских банков, заморозив около 21,6 млн долларов, хотя в конце апреля казахстанскому Банку ЦентрКредит было разрешено купить местную дочернюю компанию Альфа-Банка Казахстан. Ранее в том же месяце его российская материнская компания попала под санкции США.

Казахстан имеет тесные экономические связи с Россией и рискует косвенно пострадать от западных санкций. Регулярно поступали сообщения о том, что россияне покупают лекарства в Казахстане на фоне их дефицита в России, что может привести к дальнейшему дефициту в Казахстане, поскольку он импортирует многие лекарства из России. Аналогичным образом, санкции ЕС в отношении российской логистики и доставки увеличили транспортные расходы для казахстанских предприятий, и эти расходы затем перекладываются на потребителя. Американские политики, работающие над Центральной Азией, должны рассмотреть шаги для решения таких проблем.

Рассмотрение альтернатив

Токаев также предпринимает шаги, призванные продемонстрировать, что у него есть геополитические возможности за пределами Москвы. Всего через несколько дней после отмены празднования Дня Победы Токаев встретился с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в Анкаре. Среди подписанных соглашений было соглашение о производстве в Казахстане беспилотников турецкой разработки, структура которого позволяет производить ударные беспилотники ANKA в Казахстане. Единственное предыдущее соглашение Турции о производстве беспилотников за границей было подписано в декабре 2021 года с Украиной. Хотя производство не было начато до вторжения России, беспилотники Bayraktar турецкого производства оказались полезными для обороны Украины.

Казахстан давно стремится продемонстрировать относительную независимость от России в оборонных поставках и является ценным клиентом различных западных оборонных фирм, хотя и не без разногласий. Однако ее собственные вооруженные силы оказались неспособными — или, по крайней мере, недостаточно заслуживающими доверия в глазах режима — отреагировать на январские беспорядки. За производством турецких беспилотников таким близким союзником России стоит следить.

Правительство Казахстана при Токаеве стремится изобразить, что оно проводит «многовекторную» внешнюю политику, в соответствии с которой Казахстан стремился развивать прагматичные отношения со всеми основными региональными и мировыми державами без вмешательства идеологических или внешних факторов. Такой подход является продолжением внешней политики Казахстана при предшественнике Токаева Нурсултане Назарбаеве. Назарбаев был авторитарным президентом Казахстана накануне распада Советского Союза и до 2019 года. Он по-прежнему оставался доминирующей политической силой после выхода на пенсию и был объектом общественного гнева во время протестов. Токаев, избранный Назарбаевым преемник, работал в министерстве иностранных дел Казахстана до того, как стал президентом в 2019 году.

Токаев продолжил этот подход, чтобы справиться с последствиями путинского вторжения в Украину и представить свое правительство как независимое от России.

Токаев также стремится преуменьшить наследие Назарбаева, чтобы продемонстрировать политический ответ на январские беспорядки. Референдум 5 июня, на котором казахстанцы проголосовали за отмену конституционно защищенной роли Назарбаева, восстановление конституционного суда и отмену некоторых президентских полномочий, а также за отстранение семьи президента от определенных должностей, прошел легко, с оговоркой, что выборы в Казахстане не считаются свободными и справедливыми.

Несмотря на референдум, Токаеву не удалось полностью избежать наследия Назарбаева. Члены семьи Назарбаева были уволены с должностей в ряде государственных учреждений, но Назарбаев, похоже, спокойно доживает пенсию. Токаеву еще предстоит переименовать столицу, несмотря на широко распространенные слухи о том, что он сделает это в начале этого года. Еще одно сохранившееся наследие эпохи Назарбаева — заявленная приверженность многовекторной внешней политике, но Москва остается первой среди равных.

Дается в сокращении

Источник: How Russia’s Invasion of Ukraine has Affected Kazakh Politics - Foreign Policy Research Institute (fpri.org)