Согласно документам, сотни узбекских фермеров передали свою собственность «добровольно», но многие утверждают, что это произошло под давлением. В настоящее время в стране работает более 3 500 китайских компаний.
Узбекское правительство конфисковало земли сотен фермеров в Андижанском районе, выделив их в государственные резервы для предоставления китайским бизнесменам.
Согласно документам, узбекские фермеры передали свою собственность «добровольно», но многие утверждают, что это произошло «под давлением органов внутренних дел и прокуратуры», и подобная ситуация имела место в Кашкадарьинской области.
В настоящее время в Узбекистане работает более 3 500 китайских компаний, что создает впечатление о масштабном промышленном развитии, обусловленном их инвестициями, созданием большого количества рабочих мест и внедрением новых технологий.
Однако некоторые эксперты считают, что Ташкент открывает свои двери для китайских предпринимателей из-за больших долгов перед Пекином и невозможности их погасить. В этом смысле китайская экспансия в Узбекистане кажется неостановимой, превращая страну в «экономическую добычу» Поднебесной.
Солнечные батареи и системы капельного орошения китайского производства уже давно установлены по всему Узбекистану, а теперь, похоже, началась кампания по передаче орошаемых и неосвоенных земель китайцам для их сельскохозяйственных нужд.
По данным исследования «Озодлик», в Андижане насильственно отобрано несколько тысяч гектаров земли, причем это орошаемые земли, используемые для выращивания хлопка и пшеницы. Согласно узбекскому закону «О сельскохозяйственной собственности», фермеры получают землю от государства в 40-летнюю аренду, и ни мэры, ни прокуроры не имеют права конфисковать ее, кроме как по решению суда.
Фермеры, как независимые субъекты, могут заключать договоры с любым покупателем или вступать в автономные кооперативы по производству сельскохозяйственных культур, но эти юридические права, похоже, остаются в основном на бумаге. В трех провинциях Андижанского района, где земля была передана китайцам, полиция заставляла фермеров передавать ее по прямому указанию хокимов, местных мэров.
Один из фермеров в Улугнарском крае рассказывает, что «инспекторы пришли ко мне домой и силой отвели меня к хокиму, который приказал мне подписать акт об отказе от земли и передать ее. Когда я отказался, он начал кричать, что это приказ президента и что если я не соглашусь, то окажусь в тюрьме». У некоторых фермеров конфисковали всю землю, у других - только ее часть, от 20 до 25 гектаров.
В прошлом году 2200 гектаров посевов хлопчатника, принадлежащих узбекской компании «Водий Саноат Фахри», уже были переданы частной китайской компании Tian Ye Plastik в Улугнаре. В этом году уже было конфисковано и передано китайцам 1 800 гектаров, в общей сложности 4 000 гектаров, и рабочие региона обеспокоены возможным ухудшением экономики, а также условиями жизни тех, у кого отобрали землю.
Многие из них намерены организовать «контрнаступление», чтобы вытеснить китайцев со своей территории. Похоже, что китайцы намерены выращивать и другие культуры, например перец, используя различные неизвестные химикаты. Некоторые опасаются, что «они захватят всю страну, и мы станем такими же, как уйгуры в Синьцзяне».
Как сказал бывший сотрудник министерства финансов Узбекистана Сапарбай Жубаев, «Узбекистан, вероятно, более интересен Китаю, чем Казахстан», напомнив, как в прошлом казахи противостояли китайским просьбам о выделении миллиона гектаров земли под выращивание соевых бобов.
Предполагалось, что китайцы поступят так же, как они поступают с компаниями в Сибири, которые вырубают деревья, чтобы вернуть древесину на родину, оставляя землю совершенно непродуктивной. Эксплуатация земли, похоже, не приносит пользы местным рабочим, и нет официальных данных о том, сколько китайцев в настоящее время работает в Андижане, хотя более 10 тысяч китайцев официально зарегистрированы в этом регионе.
Узбекистан должен Китаю 8 миллиардов долларов, а его самыми важными кредиторами также являются Япония с миллиардом долларов и Южная Корея с почти миллиардом. Торговый баланс между Пекином и Ташкентом на 2024 год составляет 5 миллиардов, и очевидно, что Китай все больше берет под контроль Узбекистан.
Автор: Владимир Розанский
Источник: Tashkent pays its debt to the Chinese with farmers' land
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников