Казахстан, Туркменистан и Узбекистан подписали резолюции ООН, считающие Северный Кипр «оккупированным».
Подписав две спорные резолюции ООН по Кипру, три страны Центральной Азии дистанцировались от Турции, и этот шаг может перерасти в дипломатическую ссору между союзниками.
Казахстан, Туркменистан и Узбекистан являются членами Организации тюркских государств (ОТГ), группы, построенной на общих культурных и исторических основаниях, которая была основана в Азербайджане в 2009 году, а ее штаб-квартира находится в Стамбуле.
В ходе саммита Европейского союза и Центральной Азии, состоявшегося в Самарканде в начале апреля, три страны подписали совместный текст, поддерживающий две резолюции, принятые Советом Безопасности ООН в начале 1980-х годов (541 и 550), которые считают провозглашение независимости Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) и «все сепаратистские действия» юридически недействительными.
Согласно международному праву, Республика Кипр, член ЕС, обладает полным суверенитетом на всей территории островного государства.
Тем не менее, с момента вступления в ОТГ в качестве наблюдателя в 2022 году ТРСК приняла участие в ряде саммитов, кульминацией которых стал прошлогодний 11-й саммит в Бишкеке. На предыдущий саммит в Астане ТРСК не была приглашена.
Среди правительств стран Центральной Азии Казахстан наиболее враждебно относится к признанию какого-либо суверенитета ТРСК.
С 2020 года страны Центральной Азии также аккредитовали послов на Кипре, что вызвало недоумение во всем остальном тюркском мире. По мнению Мурада Насибова, автора бюллетеня «Евразийский геополитический читатель», последнее решение, отличное от простого установления дипломатических отношений, знаменует собой дипломатический сдвиг.
«Центральноазиатские страны могли бы не распыляться и продолжать взаимодействие с обоими правительствами острова», — считает Насибов.
Вместо этого они предпочли воспользоваться возможностью первого саммита на высшем уровне с представителями ЕС, чтобы занять определенную позицию по этому вопросу.
По мнению наблюдателей, это могло последовать за просьбой со стороны ЕС смягчить условия визового режима и торговли, а также с учетом обещания инвестировать 12 миллиардов долларов в Центральную Азию.
Два года назад Дитмар Крисслер, официальный представитель ЕС по внешней политике, предупредил о возможных «негативных последствиях» для стран, которые поддержат решение ОТГ о приеме ТРСК в качестве наблюдателя.
Хотя турецкое правительство не дало официального ответа, эта новость распространилась по дипломатическим каналам и вызвала враждебные опровержения со стороны ТРСК и турецких официальных лиц.
Эрхан Арыклы, министр транспорта ТРСК, и Мустафа Дестичи, председатель дружественной правительству Турции Партии Великого Единства, назвали этот шаг неприемлемым.
«Мы не можем смириться с тем, что тюркские республики, которых мы считаем друзьями и братьями, открывают посольства на греческой стороне Кипра, игнорируя ТРСК, страну, имеющую статус наблюдателя в Организации тюркских государств», — сказал Арыклы.
Сторона ТРСК отметила, что Азербайджан и Кыргызстан по-прежнему поддерживают дружеские отношения с отделившимся регионом.
По словам Насибова, теперь ОТГ может либо понизить статус ТРСК и запретить ей сидеть за столом наблюдателей, либо пригласить ТРСК только на неофициальные встречи и саммиты, проводимые в Турции или Азербайджане.
«И то, и другое стало бы сильным ударом по репутации ОТГ и Турции», — заключил Насибов.
Предстоящий саммит ОТГ в Баку, запланированный на октябрь, станет проверкой этих гипотез.
Автор: Паоло Сорбелло — журналист и исследователь, живущий в Казахстане.
Источник: Central Asia Opens Diplomatic Rift With Turkiye Over Cyprus – The Diplomat
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников