Казахстан и другие постсоветские республики Центральной Азии с опаской наблюдают за войной России в Украине.
Некогда тесно связанные с Москвой, они вынуждены балансировать между экономикой и безопасностью после того, как президент России Владимир Путин приказал своим войскам пересечь границу суверенной страны в ходе полномасштабного вторжения в феврале 2022 года.
Наргис Касенова, директор Программы по Центральной Азии Центра российских и евразийских исследований Дэвиса при Гарвардском университете, говорит, что, в отличие от вторжения в Украину, аннексия Крыма Кремлем в феврале 2014 года не вызвала серьезных нарушений в международном миропорядке. Первоначальный фурор в конце концов утих, и Европа вернулась за стол переговоров с Россией о доступе к ее газопроводу «Северный поток».
Но вторжение в Украину стало шоком для пяти стран Центральной Азии — Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана, — которые теперь живут в тени своего бывшего правителя.
«Это похоже на новый смелый мир, где «сила — в праве», и ты можешь чувствовать себя в безопасности, если ты большой и, если у тебя, желательно, есть ядерная бомба. Но если ты маленький, ты в гораздо меньшей безопасности», — сказала Касенова в среду на дискуссии, организованной вашингтонским аналитическим центром «Центр национальных интересов».
«И вдобавок к этому происходит фрагментация глобального экономического порядка. Мы не знаем, что будет с нормами свободной торговли, — сказала она. — Это не очень хорошо для малых государств».
В условиях санкций, отрезающих Россию от международной торговли, Москва все больше интересуется финансовыми возможностями в своих бывших советских республиках. Россия — крупнейший инвестор в Казахстане, получивший в прошлом году около 4 миллиардов долларов в виде денежных средств на развитие — почти четверть всех инвестиций, полученных правительством.
«Россия получает эти активы в самых стратегических секторах экономики и СМИ Казахстана, — говорит Касенова. — Мы все еще видим это и в других странах. Мы также наблюдаем более напористую риторику со стороны Кремля».
Война в Украине вызвала ряд стратегических проблем, таких как то, что Медет Тюлегенов, научный сотрудник Университета Центральной Азии, назвал «дискурсом деколонизации». Одним из заявленных Путиным оправданий вторжения на Украину была защита Киевом этнических русских, проживающих на спорной территории Донбасса.
«Центральная Азия, по сути, с 2022 года стала единственным плацдармом России, потому что многие другие места ее отвергли, — говорит Тюлегенов из своего офиса в Бишкеке (Кыргызстан). — Сейчас, я думаю, многие участники просто пытаются найти свой собственный путь к тому, что является нормальным».
По его словам, некоторые местные владельцы бизнеса делают ставку на то, что администрация Трампа сможет улучшить состояние региональной экономики, особенно если ему удастся заключить какое-либо мирное соглашение в Украине.
«С начала войны ситуация ухудшилась с точки зрения капитала, личных доходов и различных возможностей для бизнеса», — говорит Тюлегенов.
Автор: Майк Гленн
Источник: Central Asian countries taking wary approach to Russia following Ukraine invasion
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников