Политика

Приход «папиных дочек» в коридоры власти Центральной Азии

AsiaNews

15.04.2025

Похоже, «патриархальные» традиции региона все больше смещаются в сторону женских лиц местных «династий». Подтверждение тому — внезапное появление из тени Огулджахан Атабаевой, сестры президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова и дочери президента-отца Гурбангулы.

К числу «наследниц престола» стран Центральной Азии недавно добавилась Огулджахан Атабаева, сестра президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова и дочь президента-отца Гурбангулы. За последнее время она встречалась со многими официальными представителями политических и общественных институтов, участвовала в различных мероприятиях и продвигала свой имидж, который до сих пор оставался скорее в тени. Похоже, что «патриархальные» традиции региона все больше меняются в сторону женских лиц во властных семьях.

Атабаева была в первых рядах участников международной конференции в новом умном городе Аркадаг, посвященной ее отцу, на тему «Год мира и доверия: развитие международной деятельности, посвященной детям». На официальных фотографиях нет детей и несовершеннолетних, но есть президентские «папины дочки»: Огулджахан рядом с Саидой Мирзиёевой, главным советником своего отца Шавката, президента Узбекистана. Конференция была организована в честь четвертой годовщины благотворительного фонда для детей, названного в честь Гурбангулы Бердымухамедова, дочь которого сейчас является вице-президентом и исполнительным директором.

С момента династической преемственности в марте 2022 года, когда президентство Туркменистана перешло от отца к сыну Сердару, сестра не занимала центральное место в семье, как единственный мужчина, и не появлялась на публике, равно как и другая сестра Гульшан, и не было обнародовано никакой информации об их деятельности и карьере.

Официальный возраст сестер неизвестен, они старше или младше 43-летнего действующего президента. Об Огулджахан было известно лишь то, что она живет в Лондоне с мужем, советником посольства Туркменистана в Англии Довлетом Атабаевым, и что супруги вернулись на родину со строительством города Аркадаг, принимая активное участие в его планировании и получив за это от брата медаль Аркадага.

Однако в последнее время Атабаева стала привлекать внимание общественности к своей семье, приняв участие в церемонии посадки новых деревьев в городе своего отца 22 марта. Спустя три дня она встретилась с вице-премьером Байрамгуль Ораздурдыевой, курирующей сектор науки и культуры, а 28 марта она выступила в поддержку конференции, посвященной детям, которая состоялась в первую неделю апреля и заполонила туркменские телеканалы и газеты, причем все это происходило под строгим контролем государственных органов.

Как сказали в анонимной беседе с журналистами Радио Азатлык некоторые жители Лебапского велаята, «когда по телевизору начинают показывать члена правящей семьи, становится ясно, что его готовят на какую-то важную должность», и многие ожидают, что Атабаева будет назначена министром или спикером парламента.

Огулджахан также стала звездой социальных сетей: видеоролики и репортажи о ней публикуют «государственные блогеры» в TikTok и Instagram, где никто не осмеливается высказывать ничего, кроме восторженных комментариев.

Брюс Паннье, эксперт по Центральной Азии, считает, что выход Огулджахан Атабаевой на поле свидетельствует о стремлении ее отца укрепить позиции семьи и самого себя, не ограничиваясь поддержкой сына на посту президента и главы Сената. Возвышение дочерей, в частности, представляется картой, разыгрываемой для того, чтобы исправить излишества «патриархата» и показать обществу значимость женщины.

Именно это 40-летняя Саида Мирзиёева уже несколько лет демонстрирует в Узбекистане, где нет конкуренции с преемниками-братьями, даже если ей не нравится прецедент Гульнары Каримовой, дочери первого президента Ислама Каримова, начавшей дипломатическую карьеру, а затем отброшенной самим отцом, недовольным ее чрезмерной активностью, и попавшей в тюрьму после его смерти, получив в 2020 году 13 лет за должностное преступление.

Дочь «вечного президента» Казахстана Дарига Назарбаева в 2019 году также заняла пост председателя сената, но была отстранена от власти Касым-Жомартом Токаевым и полностью исчезла с политической сцены. Другие дочери и сестры в этих странах пытались подняться по семейной лестнице к власти, и теперь настала очередь Туркменистана добиваться «гендерного равенства» на вершине государства.

Автор: Владимир Розанский

Источник: The rise of ‘daddy's girls’ to Central Asia's corridors of power

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников