В Узбекистане разгорелась полемика вокруг небольших рыбных ферм, которые исчезли сразу же после открытия, — их транслировали по телевидению в одном из кишлаков Наманганской области. История, напоминающая о традиции «потемкинских деревень», которая регулярно всплывает в регионе со времен царских визитов.
В одном из кишлаков Наманганской области Узбекистана были созданы искусственные водоемы для разведения водных организмов, а в арлык — небольшие каналы — поместили сельскохозяйственных уток, причем это событие транслировалось по первому каналу государственного телевидения. Целью мероприятия была демонстрация эффективности государственных программ по развитию отечественной экономики и частных садов по типичной советской схеме «потемкинских деревень», которые демонтируются сразу после мероприятия.
В видеоролике рассказывалось о семинарах по обучению частников рыбоводству, которые проводились по заказу самого президента Шавката Мирзиёева, чтобы поощрить деятельность, способную увеличить доходы для всех, учитывая, что Узбекистан все еще слишком зависим от денежных переводов трудовых мигрантов из-за рубежа. В демонстрационной деревне выбрали две бедные семьи, во дворах которых установили искусственные пруды и заполнили их форелью и другой рыбой, утверждая, что эта деятельность может гарантировать ежегодный доход в размере 50–60 миллионов сумов (4–5 тысяч долларов). Но на следующий день двор был таким же пустынным, как и прежде, и даже яйца, снесенные утками, не были оставлены.
Подобные иллюзорные акции широко распространены и в других странах Центральной Азии, например, в Туркменистане, где 22 марта тысячи бюджетников и студентов были вынуждены принять участие в грандиозной операции по «озеленению» под руководством самого президента Сердара Бердымухамедова, проведя 12 часов под солнцем без еды и воды, делая вид, что сажают деревья и ухаживают за ними по всему Ашхабаду. Эта инициатива повторяется как минимум пару раз в год, широко рекламируется по телевидению, а саженцы регулярно погибают через несколько дней после посадки из-за полного отсутствия ухода.
Прошлым летом в Казахстане открылся новый завод по производству электронного оборудования, способного фиксировать нарушения правил дорожного движения. Вскоре после этого в Алматы были наняты уличные артисты — юноши и девушки, которые снимали сборку видеокамер и микрофонов, запечатленные также телевизионными камерами под довольными взглядами менеджеров, которые позже признались, что «им нужны были люди с привлекательной внешностью» для завода, который еще не выпустил ни одного изделия.
По традиции, восходящей не только к советскому триумфализму, но и к путешествиям царей и цариц, к визитам важных персон всегда готовятся, восстанавливая фасады зданий на центральных улицах и перекладывая дороги, даже в дождь или снег, и даже растения подкрашивают, чтобы они выглядели здоровыми. В 2016 году, перед саммитом бывших советских республик, входящих в состав СНГ, деревья Бишкека были перекрашены на видимой части, оставив следы капающей зелени на тротуарах, в то время как обратная сторона растений осталась в привычном сером цвете.
Когда в 2015 году Шавкат Мирзиёев впервые стал президентом, в Ферганской области уже собранный хлопок приклеили обратно к земле, чтобы продемонстрировать богатство урожая, а в 2022 году, накануне приезда Касым-Жомарта Токаева в университет Алматы, во дворе появился большой фонтан, а рядом с парковками — пруд, который исчез сразу после визита президента. Также и в Таджикистане в 2020 году телевизоры показывали президента Эмомали Рахмона на торжественном открытии большого торгового центра в районе Рудаки города Душанбе и новой текстильной фабрики на 100 рабочих мест, где все рабочие были одеты в новенькую униформу, но сразу после этого вернулись домой даже без шарфов. Не говоря уже о сотнях торжественных церемоний во времена «вечного президента» Казахстана Нурсултана Назарбаева, великого мастера оптических иллюзий для всей Центральной Азии.
На этот раз об исчезновении рыбы и уток в Узбекистане сообщили некоторые Telegram-каналы, что привело в ярость хокима (мэра), который немедленно уволил чиновника, ответственного за этот фарс, и приказал вернуть хотя бы часть рыбы в местный пруд. Но этого будет недостаточно, чтобы остановить «театр власти».
Автор: Владимир Розанский
Источник: Disappearing fish farms and powerplays in Central Asia
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников