Аналитика

Европа смотрит на Восток, в Центральную Азию

The National Interest

02.04.2025

Европейский союз и Центральная Азия должны продолжать переводить взаимодействие на новый уровень, переходя от обсуждений и заявлений к действиям по широкому спектру.

Первый в истории саммит Европейского союза (ЕС) и Центральной Азии (ЦА) пройдет 3-4 апреля в Самарканде, Узбекистан. Йозеф Сикела, комиссар Европейского союза по международным партнерствам, недавно подчеркнул важность этого региона, поскольку «Центральная Азия — это экономика объемом 340 млрд евро [368 млрд долларов], которая быстро растет». Действительно, Центральная Азия обладает огромным потенциалом, и предстоящий саммит станет дипломатической вехой, которая может закрепить межрегиональную торговлю и инвестиции.

Торговые отношения между Европой и Центральной Азией уже достаточно сильны. Однако необходима диверсификация. Европейские страны и компании в первую очередь заинтересованы в обширных энергетических и минеральных ресурсах Центральной Азии, а именно в нефти, газе, полезных ископаемых и критических минералах. С начала войны в Украине значение Транскаспийского международного торгового пути, или Среднего коридора, возросло как альтернативного маршрута для перемещения товаров из Центральной Азии, через Каспийское море, Кавказ, Черное море и Турцию и, в конечном итоге, на европейский рынок. Средний коридор может «сократить время транспортировки между Европой и Азией всего до пятнадцати дней, предоставляя нам важнейшую альтернативу традиционным маршрутам», — пояснил Сикела. Будущее коридора и дальнейшее сокращение времени транспортировки будет зависеть от того, насколько продолжительной будет война в Украине и улучшатся ли отношения России с Европой.

Учитывая различные внешнеполитические приоритеты и идеологии правительств Европы и Центральной Азии, сомнительно, что в Самарканде будет создан дипломатический союз. Более того, ошибочно полагать, что пять центральноазиатских стран одинаково стремятся к сотрудничеству с Европой. Диктаторский Туркменистан продолжает придерживаться нейтральной внешней политики, а Таджикистан и Кыргызстан в последние годы укрепили связи с Китаем. С другой стороны, Узбекистан, принимающий саммит, стремится улучшить отношения с Европой.

Кроме того, Казахстан особенно заинтересован в сотрудничестве с Европой. В преддверии саммита Астана реализовала значительные инициативы по налаживанию коммерческих отношений и увеличению инвестиций: казахстанское инвестиционное агентство Kazakh Invest и посольство в Германии выпустили в марте новую публикацию, предназначенную для немецких деловых кругов и знакомящую их с инвестиционным потенциалом Казахстана. 

Кроме того, 18 марта Торговая палата Бенилюкса выступила одним из организаторов торговых переговоров «Бенилюкс-Казахстан» в Университете КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева в Астане. Как сообщается, в казахстанской столице встретились более двадцати казахстанских компаний, представители правительства и Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (страны Бенилюкса). Мероприятие стало прелюдией к Третьей встрече Бельгийско-Казахстанского делового совета в Брюсселе, запланированной на начало июня.

Среди областей, представляющих особый интерес для ЕС в отношении Казахстана, — укрепление цепочек поставок критически важного минерального сырья, развитие возобновляемых источников энергии и «зеленых» технологий, разработка более быстрых торговых маршрутов через «Средний коридор» и улучшение цифрового взаимодействия.

В середине марта на Национальном курултае (или национальном совете) президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обсудил вопросы регионализации мировой политики и борьбы за сферы влияния. Страна уже известна своей многовекторной внешней политикой, и глава государства далее заявил, что «для защиты наших национальных интересов мы должны продолжать действовать прагматично и рационально». Взаимодействие с Европой, не нарушая сложную геополитику Евразии, потребует прагматизма и рациональных ожиданий во время поездки президента Токаева в Самарканд.

Предстоящий саммит ЕС-Центральная Азия, скорее всего, завершится общим дипломатическим заявлением, призывающим к большему сотрудничеству и интеграции. Туркменистан не захочет упоминания прав человека в итоговой декларации. В то же время неизбежные тесные отношения Центральной Азии с Россией означают, что Украина также не будет упомянута.

Таким образом, области, в которых может произойти дальнейшее развитие, связаны с торговлей и инвестициями, а также с другими проектами, в которых Европа особенно заинтересована, такими как «зеленая» энергетика и защита окружающей среды. Вероятно, в Самарканде будут достигнуты соглашения или начнутся переговоры по «зеленым» проектам. Например, Казахстан ищет инвестиции для строительства малых гидроэлектростанций и атомных электростанций, которые соответствуют европейским «зеленым» целям. С другой стороны, Казахстан и Узбекистан хотят диверсифицировать свою экономику и привлечь инвесторов в другие отрасли, такие как сельское хозяйство, фармацевтика, информационные технологии и производство.

Отношения между ЕС и ЦА в настоящее время являются прочными. Брюссель подписал соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Казахстаном (2020) и Кыргызстаном (2024), ведутся переговоры с Узбекистаном и Таджикистаном, не говоря уже о меморандумах о взаимопонимании по важнейшим сырьевым ресурсам с Казахстаном (2022) и Узбекистаном (2024). ЕС также инвестировал значительные средства в Средний коридор, в том числе 30 млн евро (32 млн долларов США) на развитие коммуникаций и 28,4 млн евро (30,6 млн долларов США) на экономическое развитие.

Двустороннее взаимодействие на высоком уровне также имеет место, например турне президента Франции Эммануэля Макрона по Центральной Азии в 2023 году или саммит Центральная Азия – Германия, который прошел в 2024 году в Астане. Другими словами, дипломатическое взаимодействие между Центральной Азией и Европой (Союзом и отдельными государствами) является постоянным и сильным. Сейчас задача состоит в том, чтобы перейти на новый уровень взаимодействия — от обсуждений и заявлений к более активным действиям в широком спектре.

Предстоящий саммит Евросоюз – Центральная Азия — монументальное событие, поскольку он демонстрирует, что Брюссель и европейские правительства рассматривают Центральную Азию как жизненно важного партнера. Вскоре в Самарканд прибудут высокопоставленные политики из Центральной Азии и Европы: ожидается, что помимо пяти центральноазиатских лидеров в саммите примут участие президенты Европейского совета и Европейской комиссии.

С дипломатической точки зрения саммит ЕС-ЦА проходит в период глобальной напряженности и трансформации мировой геополитики. Европа и Центральная Азия географически удалены друг от друга, а внешнеполитические приоритеты одних стран, не говоря уже о проблематичной внутренней ситуации других, указывают на препятствия для более тесной интеграции. Однако, если все пойдет хорошо, Самарканд станет следующим этапом взаимовыгодных отношений, как между Казахстаном и его европейскими партнерами. 

Автор: Уайлдер Алехандро Санчес — президент консалтинговой компании Second Floor Strategies, расположенной в Вашингтоне, округ Колумбия. Он освещает вопросы геополитики, обороны и торговли в Центральной Азии, Восточной Европе и Западном полушарии. Недавно он стал соавтором доклада по вопросам водной безопасности в Центральной Азии, опубликованного Атлантическим советом.

Источник: Europe Looks East to Central Asia

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников