Центральноазиатские республики (ЦАР) граничат с двумя великими державами — Россией и Китаем на востоке, Каспийским морем на западе, Ираном на юге и Афганистаном на юго-западе. Книга Фейсала Джаведа, Узмы Сирадж и Аркадиуша Зуковски под названием «Соединяя горизонты: разгадывая тайну взаимосвязи между Пакистаном и Центральной Азией» представляет собой глубокий анализ исторических, политических, экономических и культурных связей между Пакистаном и ЦАР, перспектив и проблем региональной интеграции, а также предлагает пути дальнейшего развития. Книга состоит из пяти глав, включая введение.
В первой главе «Отношения между Пакистаном и государствами Центральной Азии» рассматриваются исторические отношения между Пакистаном и ЦА. Авторы отмечают, что Пакистан установил дипломатические отношения с республиками ЦА вскоре после обретения ими независимости. 24 февраля 1992 года Пакистан установил дипломатические отношения с Казахстаном. Это самая развитая страна ЦА с ВВП в 259,7 млрд долларов и населением более 19,62 млн человек. В 2022 году Казахстан стал крупнейшим экспортным рынком Пакистана в Центральной Азии с общим объемом 191,139 млн долларов. Авторы подчеркнули, что Казахстан заинтересован в Китайско-пакистанском экономическом коридоре (CPEC), чтобы получить доступ к морским портам Пакистана.
Авторы отметили, что Пакистан и Кыргызстан являются сельскохозяйственными странами, на долю которых приходится более 20% их ВВП. Принимая во внимание избыток электроэнергии в Кыргызстане, авторы подчеркнули необходимость введения в действие проекта «Центральная Азия – Южная Азия» (CASA-1000) — проекта передачи электроэнергии из Кыргызстана и Таджикистана в Пакистан через Афганистан для увеличения объемов торговли энергией и удовлетворения энергетических потребностей региона. Обсуждая пакистано-узбекские отношения, авторы подчеркнули, что Узбекистан — богатая минеральными и энергетическими ресурсами страна, стоимость которых составляет 3,5 триллиона долларов США. Он также обладает золотым запасом в 2 тысячи метрических тонн. Авторы считают, что, когда региональные маршруты будут полностью налажены, у Пакистана появится шанс еще больше расширить торговлю с Узбекистаном.
Туркменистан — страна, богатая энергетическими ресурсами. Он занимает пятое место в мире с запасами природного газа около 7,504 триллиона кубических метров. Авторы отмечают, что введение в эксплуатацию газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия будет способствовать решению энергетического кризиса в Пакистане. Обсуждая отношения между Пакистаном и Таджикистаном, авторы считают, что хотя объем двусторонней торговли увеличился с 3,12 млн долларов в 2003 году до 12,7 млн долларов в 2022 году, он может быть еще больше увеличен, поскольку потенциал двусторонней торговли составляет около 500 млн долларов.
В главах II и III, «Инициативы региональной связности» и «Вызовы и ответы на региональную связность», рассматриваются несколько проектов региональной связности и различные вызовы, с которыми сталкиваются Пакистан и ЦА в этом отношении. Эти инициативы включают: (i) Четырехстороннее соглашение о транзите (QTTA) между Пакистаном, Китаем, Кыргызстаном и Казахстаном; (ii) CASA-1000; и (iii) Туркменистан – Узбекистан – Таджикистан – Афганистан – Пакистан, проект по передаче электроэнергии для расширения торговли электроэнергией между странами-участницами. Помимо этого, авторы также упомянули альтернативные инициативы существующих проектов, которые до сих пор не реализованы. Одной из таких инициатив стало предложение Китая в 2013 году построить газопровод от узбекского города Термез. Этот газопровод должен был соединиться с Кабулом через Мазари-Шариф, протянуться до Пешавара и Исламабада и в конечном итоге достичь Индии. Однако это предложение не было реализовано.
Авторы выделили две основные проблемы, препятствующие региональной интеграции, к которым относятся: (i) несовпадение национальных интересов и несопоставимые уровни и модели экономического развития; и (ii) соперничество за региональное лидерство между Узбекистаном и Казахстаном. По их мнению, подход внерегиональных держав к сотрудничеству и конкуренции в Центральной Азии также подрывает усилия по налаживанию региональных связей.
Авторы считают, что проблемы безопасности и трансграничные конфликты в значительной степени мешают транспорту, инфраструктурным проектам и беспрепятственному движению товаров в регионе. Они подчеркнули, что стабильность в Афганистане имеет решающее значение, поскольку через Афганистан проходят все энергетические и транспортные маршруты. Они отметили, что угрозы безопасности со стороны различных организаций, таких как Исламское движение Узбекистана (ИДУ), Хизб-уль-Тахрир (ХТ), Исламское государство Ирака и Сирии (ИГИЛ) и «Тахрик-и-Талибан Пакистан» (ТТП), саботируют мирные усилия в регионе. Авторы упомянули о присутствии ТТП в Афганистане и подчеркнули, что их нападения на пакистанские войска препятствуют усилиям по налаживанию связей в регионе. Они считают, что, несмотря на эти проблемы, сотрудничество на различных многосторонних платформах, включая Центральноазиатское региональное экономическое сотрудничество (ЦАРЭС), Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и Организацию экономического сотрудничества (ОЭС), открывает возможности для взаимодействия между Пакистаном, Афганистаном и странами ЦАР с целью укрепления региональных связей.
В главе IV «Роль организаций в региональной связности» освещается роль ШОС, ОЭС и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в региональной связности. Авторы отметили, что региональные организации обеспечивают основу для регионального сотрудничества. Они предположили, что центральноазиатские страны ШОС могут участвовать в CPEC, чтобы получить доступ к Аравийскому морю. Что касается ОЭС, авторы предложили Пакистану продолжать взаимодействие с богатыми ресурсами странами-членами ОЭС. Ему необходимо изучить возможности экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, таких как переработанные продукты питания и текстиль, которые пользуются большим спросом в странах-членах ОЭС. Авторы считают, что ЕАЭС и инициатива «Пояс и путь» (BRI) — это две ключевые инициативы, которые могут интегрировать Азию и Европу. Они ссылаются на предложение президента России Владимира Путина объединить ЕАЭС и BRI для создания Большого евразийского партнерства (БЕРП). Они отметили, что, поскольку CPEC является флагманским проектом БРИ, Россия может улучшить сообщение с Пакистаном, чтобы полностью использовать потенциал партнерства ЕАЭС-BRI.
В главе V «Путь вперед» представлены политические рекомендации по улучшению региональной связанности. Авторы отмечают, что: (i) сильная политическая воля и дальновидное руководство являются необходимыми условиями для региональной связанности; (ii) положительная роль Пакистана в транзитной торговле и заключение соглашений о свободной торговле с ЦА могут укрепить его экономику и региональную связанность; (iii) создание и реализация существующих проектов транспортной связанности и прямого воздушного сообщения между Пакистаном и ЦА улучшит доступность и сократит время транзита; (iv) включение Афганистана в структуру CPEC+ предоставляет возможность решить проблемы нестабильности, безопасности и легитимности в регионе; (v) учитывая текущую ситуацию в Афганистане, Пакистан и ЦА должны сосредоточиться на альтернативных транспортных маршрутах в рамках QTTA, которая соединяет Пакистан и ЦА через Китай; (vi) инвестиции в цифровую инфраструктуру, такую как широкополосные сети и центры обработки данных, могут способствовать развитию платформ электронной коммерции, мобильных приложений и инструментов социальных медиа для связи потребителей и бизнеса через границы; и (vii) Пакистан и ЦА должны способствовать контактам между людьми посредством религиозного туризма и программ культурного обмена.
В книге представлен глубокий анализ двусторонних и региональных многосторонних отношений. Авторы исследуют основные инициативы по налаживанию связей между Пакистаном и ЦА и представляют глубокую дискуссию о проблемах региональных связей. Они также содержат рекомендации для политиков и заинтересованных сторон о том, как укрепить отношения между странами региона с помощью коммуникаций. Тематические исследования, подкрепленные подробными картами и статистическими данными, делают книгу полезной для ученых, политиков и бизнесменов, интересующихся регионом.
Автор: Сафия Малик — научный сотрудник Центра международных стратегических исследований Синд (CISSS). Она является магистрантом факультета международных отношений Университета Карачи. Работала в качестве научного ассистента преподавателя Университета принца Мохаммада бин Фахада, Саудовская Аравия.
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников