Теперь, когда США встали на сторону России, что это означает для Центральной Азии?
Прошедшая в прошлом месяце 11-я чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, посвященная урегулированию войны в Украине, продемонстрировала изменение поддержки со стороны Соединенных Штатов. США, похоже, изменили свое мнение после переизбрания президента Дональда Трампа и проголосовали против резолюции ES-11/7, в которой предлагался прочный и справедливый мир в пользу Украины. Резолюция призывала «Российскую Федерацию... вывести все свои военные силы с территории Украины» и «немедленно прекратить атаки на критически важную инфраструктуру Украины».
Ранее Соединенные Штаты поддерживали и возглавляли коалицию против России, но теперь они встали на сторону своего исторического противника. Совсем недавно Трамп провел телефонный разговор с президентом России Владимиром Путиным, который, по его словам, был «очень хорошим и продуктивным». После этого разговора между двумя мировыми державами была достигнута договоренность о том, что Россия прекратит удары по инфраструктуре и энергетическим сетям Украины; однако Путин, похоже, сразу же проигнорировал эту договоренность, когда более 40 российских беспилотников нанесли удар по украинской гражданской инфраструктуре в Славянске.
Подход Трампа разительно отличается от подхода предыдущей администрации США под руководством Джо Байдена. С самого начала войны в 2022 году Байден четко обозначил, к чему лежит его сердце, заявив, что Россия «подрывает самые основы международного мира и безопасности». Его заявление не оставило места для неверного толкования позиции его администрации — ясное, как день, неодобрение российских «нарушений».
Помимо заявлений, Байден несколько раз встречался с президентом Украины Владимиром Зеленским во время своего срока, включая двустороннюю встречу на полях саммита G7 2023 года в Хиросиме, Япония, и в сентябре 2024 года в Белом доме в Вашингтоне. Администрация Байдена также была непреклонна в вопросе поставок оружия Украине, а также ограничивала американские инвестиции в поддерживающие Россию государства, такие как Китай.
Однако с приходом администрации Трампа поддержка Украины уменьшилась, поскольку Трамп переключился на развитие взаимовыгодного диалога между Россией и США. Отказ Трампа возложить вину за конфликт на Россию, решение 4 марта прекратить предоставление разведки и военной помощи Украине, а также недавние высказывания — например, его заявление о том, что «она [Украина] может не выжить», — все это указывает на поддерживающую Россию траекторию администрации на ближайшее будущее. По сообщениям, 12 марта разведывательная и военная помощь была возобновлена, но ущерб, нанесенный отношениям, очевиден.
Эти новые события имеют более серьезные последствия, выходящие за рамки войны в Украине. По словам бывшего премьер-министра Франции Доминика де Вильпена, «Америка больше не может считаться союзником Европы». Она стала одной из трех «нелиберальных сверхдержав», наряду с Россией и Китаем. Что именно означает превращение США — исторического знаменосца демократии, либерализма и свободы — в отрицающее свободу нелиберальное государство непостижимой мощи?
Похоже, что с возвращением администрации Трампа сходство современной политической сцены с реальной политикой только усиливается. Высказывание Гоббса «bellum omnium contra omnes» — или «война всех против всех» — становится все более актуальным и точным описанием нынешнего положения дел, поскольку государства, не обладающие властью, вынуждены подстраиваться под (все более непредсказуемые) прихоти сверхдержав, таких как США и Россия.
Трудно сказать, какой должна быть реакция Центральной Азии на эту масштабную перемену настроений в Вашингтоне. Исторически США прилагали усилия, чтобы укрепить свои отношения с Центральной Азией и отдалить центральноазиатские государства от России, создав C5+1. Эта кампания в целом увенчалась успехом, и в последние годы в выступлениях центральноазиатских государств на ГА ООН все реже звучала позиция России.
Однако теперь, когда США встали на сторону России, как это отразится на Центральной Азии? Администрация Трампа, похоже, заинтересована в сохранении рамок С5+1. Агрессивная погоня за редкоземельными минералами может быть одним из факторов, побуждающих ее поддерживать взаимодействие с Центральной Азией. Однако пренебрежение администрацией продвижением демократии может привести к тому, что автократические режимы региона станут еще более репрессивными. В результате их внешняя политика может стать более близкой к историческим соперникам США, таким как Россия и Китай, которые обладают значительным влиянием в регионе.
Одним словом, будущее Центральной Азии в ближайшие несколько лет остается крайне неопределенным. Однако ясно одно: со сменой американского руководства этот регион вновь приобрел стратегическое значение.
Авторы: Бимал Адхикари, доктор философии, доцент кафедры политологии и международных отношений Назарбаев Университета.
Алида Бегежанова — студентка старшего курса бакалавриата по политологии и международным отношениям Назарбаев Университета.
Источник: Trump and Putin: A Massive Change of Heart and What It Means for Central Asia
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников