Китай, крупный инвестор в глобальную инфраструктуру, часто обвиняется в том, что он использует свою финансовую мощь для привязки стран к своему влиянию, эксплуатации ресурсов и подкупа местных политиков. Многие страны попали в долговую ловушку, в итоге уступив Китаю контроль над важнейшими объектами инфраструктуры — форма экономической колонизации без территориального господства.
Эта стратегия становится все более заметной в богатой полезными ископаемыми Центральной Азии. По мере того как доминирование России в регионе ослабевает, Китай стремительно расширяет свои инвестиции, обеспечивает доступ к природным ресурсам и интегрирует местные экономики в свои бизнес-сети. В этих плохо управляемых экономиках китайское влияние растет, вызывая беспокойство граждан. Однако в условиях ограниченной политической оппозиции, напоминающей российскую модель, недовольство населения в основном выражается через социальные сети.
Глубокие отношения
Хотя Узбекистан и Китай не имеют общей границы, их исторические и экономические связи очень глубоки. Земли и города, которые сегодня составляют Узбекистан, когда-то были неотъемлемой частью древнего Шелкового пути Китая, служили ключевыми центрами торговли и культурного обмена. Сегодня эта связь сохраняется благодаря современным дипломатическим и экономическим отношениям между Китайской Народной Республикой и Республикой Узбекистан.
Китай является крупнейшим торговым партнером Узбекистана, хотя эти отношения привели к значительному торговому дисбалансу. В 2024 году объем двусторонней торговли достиг 13,8 миллиарда долларов, при этом Узбекистан экспортировал товаров всего на 2 миллиарда долларов, а импортировал из Китая на 11,8 миллиарда долларов. Кроме того, Китай является крупнейшим кредитором страны — администрация президента Шавката Мирзиёева, которая брала большие займы для финансирования экономической модернизации, теперь должна Пекину не менее 3,8 млрд долларов США.
Помимо торговли, культурные связи между двумя странами углубляются благодаря официальным соглашениям. С 2017 года Китай и Узбекистан участвуют в культурных обменах, включая семинары, выставки и спектакли. Китай также внес свой вклад в восстановление объектов культурного наследия Узбекистана, а китайские и узбекские государственные СМИ сотрудничают в создании совместных программ.
Усиление антикитайских настроений
В то время как узбекское правительство поддерживает прочные связи с Китаем на официальном уровне, общественные настроения говорят о другом. В Узбекистане растут антикитайские настроения, движимые влиятельными каналами социальных сетей. В феврале появились сообщения о том, что китайские юридические и физические лица покупают и берут в долгосрочную аренду недвижимость в крупных узбекских городах, включая Ташкент, а также приобретают первоклассные земли под горнодобывающие и сельскохозяйственные предприятия.
Во многих интернет-обсуждениях растущее экономическое влияние Китая рассматривается как прямая угроза суверенитету Узбекистана. Широко распространенное видео на YouTube-канале Demokrat UZ набрало более миллиона просмотров, усиливая опасения по поводу китайского влияния. Аналогичным образом, Фазлиддин Шахобиддин, влиятельный ютубер, анализирующий текущие события с исламской точки зрения, заявил, что Узбекистан скупается Китаем. Его пост привлек более 1,8 миллиона просмотров, причем большинство из 12 тысяч комментариев отражали антипекинские настроения, некоторые даже призывали узбеков признать то, что они считают посягательством на присутствие Китая в стране.
Как это будет развиваться?
Узбекистан зависит от Китая. В то время как США, Европа и их азиатские союзники, такие как Турция, Южная Корея и Япония, стремятся к более тесным связям с богатой ресурсами страной, руководство Узбекистана по-прежнему твердо придерживается позиции России. Без поддержки Москвы страна рискует столкнуться с политической нестабильностью, включая потенциальные беспорядки и вызовы нынешнему правительству. Учитывая стабильно низкие рейтинги Узбекистана в мировых индексах демократии, полноценное сотрудничество с Западом остается затруднительным.
В этом контексте Китай предстает как наиболее жизнеспособный партнер Узбекистана — экономически доминирующий, технологически развитый и тесно связанный с Россией. Пекин в полной мере использует эту динамику, даже пытаясь ограничить влияние других союзников России, таких как Индия, которой не хватает ни финансовой мощи, ни, возможно, политической воли, чтобы конкурировать в Узбекистане посредством масштабных инвестиций или транзакционной дипломатии, как это делает Китай.
На фоне растущего недовольства населения Китаем узбекское правительство активно работает над подавлением негативных настроений. Чиновники стремятся избежать сценария, подобного тому, что произошел в Пакистане, где антикитайская реакция привела к целенаправленному насилию против китайских граждан. Чтобы противостоять растущей враждебности, власти запустили кампанию в СМИ, подчеркивающую преимущества углубления экономического сотрудничества. Однако первые попытки успокоить общественность не смогли остановить волну критики в интернете, что вынудило правительство активизировать свою PR-стратегию.
Учитывая зависимость правительства от Китая, его усилия, скорее всего, не ограничатся кампаниями в СМИ и будут направлены на подавление инакомыслия, особенно в социальных сетях. Как и многие другие авторитарные режимы в Азии, узбекские власти понимают, что их политическое выживание все больше переплетается с их связями с Пекином. Хотя это и не прямой захват власти, растущее влияние Китая постепенно изменяет политический ландшафт Узбекистана в свою пользу.
Источник: Is China Taking Over Uzbekistan?
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников