В условиях, когда помощь США сокращается, кажется маловероятным, что Китай восполнит этот пробел. Пекин отдает предпочтение инвестициям в инфраструктуру, а не в гражданское общество.
10 марта госсекретарь США Марко Рубио написал в Twitter (X), что 83 процента из 6 200 проектов, осуществляемых USAID по всему миру, будут закрыты. Хотя не было указано, какие именно программы будут прекращены, утечка документа из сенатского комитета по международным отношениям дает некоторое представление об этом. Из этого документа следует, что по меньшей мере два казахстанских проекта гражданского общества, направленных на развитие гражданской активности и прав ЛГБТК, были сокращены, потеряв почти 6 миллионов долларов финансирования.
По мере закрытия проектов, поддерживаемых США, в качестве возможного преемника упоминается Китай. На самом деле Китай уже инвестирует крупные суммы в Центральную Азию и, в частности, в Казахстан.
Несмотря на то, что Китай вливает огромные суммы денег в Казахстан, его финансовое влияние по-прежнему далеко от американского. В отличие от США, основная часть китайского финансирования поступает не в виде проектов помощи, а в виде займов. В результате масштабы китайских проектов значительно отличаются от тех, которые ранее осуществлялись USAID. Вместо инициатив по развитию гражданского общества и СМИ китайские средства направляются в основном на развитие инфраструктуры, энергетики и промышленности.
Несмотря на многие различия, обе страны оказывают помощь в области здравоохранения. В недавнем отчете Китайского агентства по развитию международного сотрудничества (CIDCA) говорится, что агентство стало уделять особое внимание проектам, которые оно называет «маленькими и красивыми». Этот термин, первоначально использовавшийся в рамках инициативы «Пояс и путь» (BRI), отражает переход Китая к менее масштабным проектам с высокой отдачей. Одним из таких направлений является улучшение местного здравоохранения и медицинского обслуживания. Эти гранты могут быть особенно важны для Казахстана, где объем помощи, выделяемой на здравоохранение, сократился почти на 80% по сравнению с прошлым годом. Однако вероятность того, что Китай предоставит иностранную помощь Казахстану, остается низкой, поскольку он не делал этого в прошлом, несмотря на тесные экономические связи между двумя странами.
Хотя за последние годы CIDCA провела множество встреч с представителями Казахстана, нет никаких свидетельств предоставления прямой помощи. Вместо этого встречи были посвящены расширению сотрудничества, особенно в отношении займов и инвестиций в другие страны. Хотя Казахстан вряд ли получит большую помощь от CIDCA в ближайшем будущем, другие аспекты BRI уже направляют средства на казахстанские проекты.
Во время пандемии COVID-19 Казахстан получил множество финансовых средств от китайских государственных структур, в основном из железнодорожной отрасли, для предотвращения вспышек заболевания. Однако после окончания пандемии такая прямая помощь была в основном прекращена, и большинство китайских проектов теперь структурированы как займы или инвестиции. Эти проекты в основном связаны с инициативой BRI, которая направлена на укрепление связей Китая с Европой и Африкой, подобно историческому Шелковому пути.
Одним из примеров является государственная компания Sinopec, которая в прошлом году инвестировала около 1,25 миллиарда долларов в нефтехимический завод. Помимо производства востребованного сырья для пластмассовых изделий, завод, как ожидается, обеспечит 850 постоянных рабочих мест. И хотя некоторые проекты финансируются как получастные инвестиции в Казахстан, многие из них также осуществляются за счет государственных займов. В качестве примера можно привести ситуацию, когда Банк Китая предоставил Казахстану кредит в размере 100 миллионов долларов на строительство Большой Алматинской кольцевой автодороги, которое завершилось в 2023 году, покрыв одну восьмую часть общей стоимости. Помимо снижения уровня загрязнения воздуха в Алматы, этот проект также позволил создать стабильные рабочие места.
Хотя в результате предоставленных займов страна задолжала Китаю 9 миллиардов долларов, они, наряду с масштабными инвестициями, способствовали развитию Казахстана в таких секторах, как инфраструктура и энергетика.
Смогут ли эти финансовые обязательства оказать такое же влияние на «мягкую силу», какое оказали проекты гражданского общества при поддержке США, пока неясно.
Поскольку экономическое участие Китая в Казахстане продолжает расти, переход от грантов к займам подчеркивает ключевое различие в его подходе по сравнению с Соединенными Штатами. В то время как Пекин отдает приоритет долгосрочному экономическому партнерству, а не традиционной помощи в целях развития, будущее гражданского общества Казахстана остается под вопросом. Если инициативы, поддерживаемые США, останутся без финансирования, маловероятно, что Китай восполнит этот пробел, и Казахстану предстоит сложный путь в развитии демократического управления и прав человека.
Автор: Альберт Откьер — журналист, специализирующийся на постсоветских странах.
Источник: No Aid, All Investments: The Future of Chinese Engagement in Kazakhstan
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников