Президент Рахмон включил в официальный список Тиргон, «праздник дождя», которым, по традиции, проводился в самый длинный день в году. Эта традиция связана с местными эпосами, но сегодня она приобретает новое значение в борьбе с пересыханием рек и бассейнов по всей Центральной Азии.
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон принял решение включить праздник Тиргон в список национальных праздников, добавив его в «Закон о праздниках», уже одобренный двумя палатами парламента Душанбе.
Тиргон — один из древнейших праздников таджиков, наряду с Садой, Наврузом, Мехргоном и другими, связанный со сменой времен года и обозначающий «праздник дождя». Он отмечается в самый длинный день и самую короткую ночь в году, когда все посевы на полях достигают зрелости, особенно пшеница, завершая тем самым осенние и весенние сельскохозяйственные работы.
Теперь календарь таджикских праздников стал еще более насыщенным, начиная с Нового года и «Дня матери» 8 марта, Навруза 21–24 марта, советского Дня Победы 9 мая и Дня национального единства 27 июня, Дня независимости 9 сентября и Дня Конституции 6 ноября.
Начало Рамадана (по-таджикски Рамазон) и праздник Курбон, языковой вариант Курбан-Байрама или 'Īd "al-"Aḍḥā, исламского праздника жертвоприношения, завершающего паломничество в Мекку, который проводится через 70 дней после Ураза-Байрама, окончания поста или Ид-аль-Фитр, являются главными исламскими праздниками.
Тиргон назначается правительством, а его празднование началось летом 2023 года с фестиваля абрикосов и выставки сухофруктов.
Как и когда он будет отмечаться в этом году, пока не уточняется, исходя из прогнозов погоды и других соображений, связанных с развитием сельскохозяйственной деятельности, учитывая ожидание поздних летних дождей в месяце Тир, четвертом по иранскому календарю, состоящем из 31 дня и соответствующем периоду 22 июня – 22 июля.
О происхождении и сущности Тиргона вспоминается много древних историй, связанных с восстановлением фольклора и эпосов таджиков, когда в конце месяца Тир люди собирались, чтобы вызвать дождь для орошения полей, заливая друг друга потоками воды, как сообщается в эпической легенде Шахмане Фирдоуси и многих произведениях древних времен, датируемых до XIV века.
В частности, Тиргон реализуется, когда после дождя появляется радуга, которая называется Тиру камон, лук богатыря (героя-рыцаря) Тира и «ангел дождя».
В другом тексте, Авесте, его называют Тиштар, а в большинстве текстов он остается Тиром, тем, кто собирал воду из реки Фарахкерт, чтобы извергнуть ее, как стрелы дождя, на все земли Ахура Мазды, сражаясь с демоном засухи по имени Апаоша, который хотел уничтожить все живое на земле. В первой битве демон победил и перекрыл русло реки, но во второй ангел Тир отомстил, и земля дала обильные плоды после долгожданного дождя.
Сейчас эти легенды переосмысливаются в более позитивном и научном свете, в борьбе с пересыханием рек и водоемов по всей Центральной Азии, где ангелов дождя ищут во всех университетах и институтах, занимающихся сельским хозяйством и изучением климатических изменений.
Похоже, мы возвращаемся в мифологическое царство Пуруза Сасани, пережившее семь лет засухи, во время которой погибли стаи птиц, растений, животных и даже люди.
Тогда царь собрал народ, чтобы отпраздновать вызывающие дождь обряды огнепоклонников, которые добились желаемого результата с помощью молитвы Обрезгон, которую иранцы ежегодно отмечают в память об очередном избавлении от небесных проклятий.
Теперь эти обряды основаны на окроплении Тиргона, обливании водой домов, очищении от скверны и облачении в безупречные одежды, ношении на руке браслетов из шелка семи цветов радуги, называемых Тиру бод, которые развязывают и бросают на ветер через десять дней, в день Ветра, Рузи бод, выражая глубокую радость от наступления года, обновляющего жизнь всего населения.
Автор: Владимир Розанский
Источник: Tajikistan revamps ancient festivals
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников