Во время Рамадана вокруг исламских мест поклонения, где «официальные» имамы не терпят никакого инакомыслия по отношению к президенту Бердымухамедову, разворачиваются силы порядка. Но все более распространенной «опасностью» становится кража обуви, из-за которой многие верующие вынуждены возвращаться домой босиком.
С началом месяца Рамадан мечети Туркменистана заполняются верующими, что дает имамам возможность произносить торжественные проповеди в поддержку государственных лидеров и их политики. Однако в то же время все чаще поступают сообщения о кражах обуви, которую оставляют у входа перед службой.
Как рассказал корреспондентам Радио «Азатлык» анонимный житель Ашхабада, только что вышедший с общей молитвы, «имамы столичных мечетей постоянно повторяют, что единодушно поддерживают президента Сердара Бердымухамедова и его политику», объясняя, что любое выступление против политики правительства «приравнивается к разжиганию смуты, к попытке разрушить мир, царящий в стране».
Даже просто подвергать сомнению официальную политику «означает выступать против правителей, избранных для нас Аллахом», как говорит другой верующий мусульманин, «нам говорят, что это то же самое, что противоречить принципам исламской религии». Получить официальные комментарии от официального муфтия Туркменистана, одной из самых закрытых для общения и информации стран, не представляется возможным. На самом деле конституция страны формально светская и гласит, что «религиозные организации отделены от государства, их вмешательство в государственные дела или использование для выполнения государственных функций не допускается». В действительности же представители мусульманского духовенства, начиная с имамов Ашхабада, на протяжении многих лет выступают в роли явных пропагандистов государственной политики, постоянно восхваляя лидеров страны во время своих проповедей, фактически превращая исламскую религию в государственную структуру.
Кроме того, в этом году все более распространенным явлением становится кража обуви, из-за чего многие верующие вынуждены возвращаться домой босиком, что подтверждают источники в правоохранительных органах столицы, которые устанавливают все больше камер наблюдения у входа в мечети для предотвращения преступного «осквернения». На самом деле, даже в этом случае слухи исходят из анонимных источников, поскольку министерство внутренних дел отказывается комментировать ситуацию и вообще не публикует статистику преступной деятельности в стране.
Даже за пределами столицы, в мечетях Балканского велаята и особенно в столице велаята Туркменбаши, принимаются беспрецедентные меры безопасности с массовым привлечением правоохранительных органов. Прихожане допускаются к месту богослужения только по предъявлению специальных карточек, с проверкой металлоискателями и камерами наблюдения. В карточках указывается место жительства и подтверждение отсутствия родственников с криминальным прошлым как минимум в трех поколениях. Помимо полиции, в каждой мечети должны постоянно находиться сотрудники службы безопасности.
Некоторые граждане жалуются журналистам «Азатлыка» считая все эти меры нарушением их прав и ограничением свободы вероисповедания. Некоторые сотрудники служб говорят о «предотвращении риска террористических актов» или других «непредвиденных экстремальных ситуаций», даже если единственным реальным риском является кража обуви, в связи с повсеместной бедностью в стране и уж точно не в связи с проявлениями религиозного экстремизма.
Военные объясняют, что в связи с идущими войнами может возникнуть необходимость «эвакуировать население», держа его в готовности к возможному применению химического оружия и радиоактивных веществ, а скопления верующих в мечетях вызывают повышенное внимание. Вблизи культовых сооружений и крупных заводов устанавливаются новые сирены воздушной тревоги, технические испытания которых вызвали панику среди населения.
Автор: Владимир Розанский
Источник: Turkmenistan's ‘insecure’ mosques
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников