29.12.2021 21874

Мустафа Шокай и советская пропагандистская машина


E-International Relations

Советская пропагандистская машина создавала героев и монстров с помощью преувеличений и зачастую лжи. Такие книги, как «Советская пропагандистская машина» и «Рождение пропагандистского государства» исследовали эту тему. Однако - за заметными исключениями - на английском языке не так много написано о жителях Средней Азии, ставших жертвами пропагандистской машины. Казахстанский ученый и активист Мустафа Шокай является ярким примером того, как она работает. Его имя и наследие только сейчас начали пересматриваться, поскольку Казахстан был независимым государством в течение трех десятилетий, и новое поколение центральноазиатских ученых может проводить свои собственные исторические исследования.

Шокай родился на территории современного Казахстана в 1890 году. Он учился в Санкт-Петербурге и в конце концов стал «секретарем мусульманской фракции Государственной Думы России по рекомендации Бокейханова в 1916 году, согласно проекту «Алаш Орды». Сообщается, что Шокай также работал в Комитете Государственной Думы, где «расследовал причины национально-освободительного восстания в Туркестане и участвовал в возвращении казахов, мобилизованных на фронт». Когда царский режим пал, а гражданская война масштабировалась, его цель заключалась в том, чтобы его братский тюркский народ создал независимое государство, Туркестан, свободное от контроля Москвы.

Для достижения этой цели Шокай стал публицистом и редактором тюркоязычных журналов и газет. Согласно эссе, написанному в соавторстве Жолмахановой, наиболее ценное наследие Шокая происходит от его сочинений под названием «Жыл Туралы Естеліктерден Узінділер 1917 жыл», или «Отрывки из воспоминаний 1917 года». Вернувшись в Среднюю Азию в 1917 году, Шокай «принимал активное участие в Шура-Ислами» (Исламский совет), поскольку эта организация поддерживала политику временного правительства по развитию Туркестана демократическими средствами; она также боролась за права местного населения», поясняет Жолмаханова. Совершенно логично, что советские власти не любили Шокая, он не только выступал за независимость тюркских народов, но и открыто оскорблял советских лидеров. «Сталин является мстительным, коварным человеком, страдающим манией величия», - якобы написал он, по словам Жолмахановой.

В конце концов Шокай мигрировал в Западную Европу, поселившись в Париже. Сообщается, что он был арестован вместе с другими мигрантами в июне 1941 года, а затем заключен в Шато-де-Компьень. Он заразился сыпным тифом и был переведен в больницу в Берлине, где умер 27 декабря 1941 года. Смерть Шокая вызывает споры и напрямую связана с его пребыванием в нацистском заключении. Возможно, он умер из-за тифа, но также считается, что он был отравлен. Ключевым вопросом является Туркестанский легион, воинские части, состоящие из тюрков, которые сражались на стороне Вермахта. Легион был мобилизован к 1942 году и, как сообщается, воевал в Западной Европе и Югославии.

Вот тут-то и появляется Шокай. Как видный активист и ученый, который хотел, чтобы Центральная Азия была свободна от большевистского контроля, логично, что нацисты хотели бы, чтобы он помог установить Легион, убедив заключенных присоединиться к его делу. В какой степени он был готов сотрудничать с нацистами, потому что он разделял их убеждения, или если он делал это просто для того, чтобы выжить в нацистской машине смерти, вызывает разногласия, и советская пропагандистская машина приложила значительные усилия, чтобы дискредитировать его, чтобы очернить его идеологию, наследие и отчуждение от его соотечественников из Центральной Азии.

В качестве примера можно привести «Падение Великого Туркестана» Серика Шакибаева (опубликовано на русском языке в 1972 году), где Шокай назван предателем и добровольным соучастником преступлений нацистов. Другие исследователи упоминают советские термины, которые описывали его как «врага народа», «казахский Власов» и «прихвостень фашистов». Абдувахап Кара, доктор исторических наук и профессор Университета Мимар Синан Гюзель Санатлар в Стамбуле, написал о Шокае и работах над ним советских времен. Например, в ноябрьском обзоре книги Шакибаева 1972 года Кара подчеркивает недостатки книги, утверждая, что она представляет собой «цепь псевдособытий и откровенной лжи», которые «направлены на создание образа предателя, который пытался поработить народы страны. Среднюю Азию фашистам для достижения своей цели - возглавить Туркестан».

Комментарий Кары на CentraAsia.org указывает на девять основных недостатков, включая фактические ошибки, в книге Шакибаева. Например, в «Падении Туркестана» утверждается, что Шокай якобы был связан с британской разведкой; однако «исторические данные не подтверждают этот тезис. Более того, известно, что подобные тезисы обычно использовались советским правительством для очернения противников большевистского движения». В книге также утверждается, что Шокай был первоначальной идеей создания Туркестанского легиона, однако никаких доказательств этого утверждения не существует (Кара является автором книги о Шокае на русском языке).

Неясно, насколько Шокай верил в идеалы и цели Гитлера. Он, вероятно, поддержал бы любое антисоветское образование и помог бы тюркам обрести независимость. С другой стороны, более вероятно, что, находясь в заключении и встречаясь с военнопленными, что означало посещение лагерей для военнопленных, он осознавал, что означает нацизм.

В настоящее время во Франции установлен памятник в его честь - биографический фильм 2008 года, а в Казахстане проводятся конференции и мероприятия, посвященные его наследию. Возможно, мы никогда не узнаем причину смерти Шокая, было ли это естественной болезнью или нацисты решили избавиться от него за то, что он не поддержал Легион. Однако мы знаем, что он был активистом, ученым и редактором, принципиальным антибольшевиком и хотел, чтобы Центральная Азия освободилась от власти Москвы. Пропагандистская машина Советского Союза дискредитировала его; тем не менее, независимый Казахстан позволил провести новую волну исторических исследований. Восстановление имени и наследия Мустафы Шокая с помощью академических публикаций и памятных дат в последние годы является захватывающим событием, которое должно послужить стимулом для дальнейшего исследования роли людей из Центральной Азии в советские времена и помочь отделить факты от вымысла.

Источник: https://www.e-ir.info/2021/12/24/mustafa-shokay-and-the-soviet-propaganda-machine/