13 августа 2020

Экономические реформы Токаева


Central Asia-Caucasus Analyst

Экономическая реформа долгое время была краеугольным камнем программы реформ в Казахстане. При Первом президенте Нурсултане Назарбаеве правительство проводило четкую политику, отдававшую приоритет экономическим реформам, оставляя политические вопросы на потом. В течение двух десятилетий экономическая повестка дня страны была сосредоточена на разведке нефти и газа, что дало Казахстану средства, необходимые для модернизации его экономики в то время, когда у страны было мало других рыночных ресурсов. Но волатильность цен на нефть и глобальный отказ от ископаемого топлива привели к растущему осознанию необходимости диверсификации.

В 2012 году Назарбаев объявил о реализации Стратегии «Казахстан-2050», которая призвана сделать экономику «невосприимчивой к колебаниям мировых цен на сырьевые товары». Ключевые экономические пункты стратегии включали развитие инфраструктуры, промышленности и сельского хозяйства; увеличение иностранных инвестиций; управление природными ресурсами и государственными активами; и поддержка малых и средних предприятий, среди прочего. Конечной целью этого видения была экономика Казахстана, которая была бы стабильной, диверсифицированной и конкурентоспособной на протяжении всего 21 века - экономика, которая идеально подошла бы к 2050 году в числе 30 самых развитых экономик мира.

Усилия президента Токаева по реформированию продолжаются и ускоряют стратегии реформ, изложенные Назарбаевым. В своем первом обращении на посту президента Токаев подчеркнул необходимость увеличения доходов от государственных активов; оказывать поддержку предпринимателям малого бизнеса; увеличивать ПИИ в различных секторах; развивать сельское хозяйство страны; и отказаться от «сырьевого мышления» в пользу диверсифицированной экономики, основанной на знаниях. Но есть области, в которых он предлагает новые инициативы. Токаев представил два новых стратегических приоритета: модернизация налоговой системы для обеспечения справедливого распределения национального дохода и снижение роли государственных предприятий в экономике Казахстана. Токаев также предоставил более подробную информацию, чем его предшественник, относительно реализации ранее объявленных инициатив. Например, Токаев наметил четкие шаги по развитию агропромышленного комплекса Казахстана: увеличение площади орошаемых земель; к 2030 году увеличить производство сельхозпродукции в 4,5 раза; запретить продажу земель сельскохозяйственного назначения иностранным лицам; и захватить землю, которая не используется.

В обращениях Токаева о положении нации в 2020 и 2021 годах больше говорится о ходе реализации этих инициатив и объявляются планы следующих шагов по их реализации, чем для обсуждения пандемии или объявления новых стратегических приоритетов. Удивительно, но пандемия COVID-19 не сильно помогла Токаеву отвлечься от его долгосрочных реформ, несмотря на миллиарды долларов, потраченные на помощь в получении доходов и другие антикризисные пакеты. Частично это может быть связано с тем, что пандемия совпала с запуском программы обязательного медицинского страхования, объявленной в 2018 году и реализованной в январе 2020 года. В своем послании 2020 года Токаев определил «семь основных принципов», которые должны управлять новой диверсифицированной, технологической экономикой; объявил о необходимости принятия закона «О промышленной политике», определяющего роль обрабатывающей промышленности; и инициировал «Национальный проект развития агропромышленного комплекса» среди ряда других инициатив.

Точно так же в послании Токаева от 2021 года наибольшее внимание уделялось двум вопросам экономической политики: развитию агропромышленного комплекса и цифровизации экономики. В каждой из этих областей он определил конкретные проблемы, влияющие на ход реформ, и объявил о конкретных усилиях по их решению.

В Национальном плане развития, объявленном в марте 2021 года, определены конкретные приоритеты на период до 2025 года. Три ключевых приоритета включают «построение диверсифицированной и инновационной экономики; активное развитие торгово-экономической дипломатии; и сбалансированное территориальное развитие». С этой целью в плане подчеркивается центральная роль, которую Международный финансовый центр Астаны будет играть в приватизации бизнеса и привлечении иностранных инвестиций. Также был сделан упор на несколько других областей поддержки диверсификации, включая изменения в механизмах регулирования и внедрение семи «экосистем» в сельскохозяйственном секторе. Наконец, были поставлены цели по развитию экономической и торговой дипломатии с целью увеличения инвестиций и роста несырьевого экспорта.

ПОСЛЕДСТВИЯ: Стратегия президента Токаева по диверсификации экономики в первую очередь включает в себя наращивание сельскохозяйственного и производственного секторов страны. Что касается первого, то «Национальный проект по агропромышленному комплексу» направлен на создание семи крупных экосистем для производства мяса, фруктов, овощей, сахара, зерновых, масличных культур и молочных продуктов. Конечная цель - привлечь инвестиции в сектор, удвоить производительность, обеспечить внутренний спрос на продовольствие и увеличить экспорт продовольствия. В своем выступлении в 2017 году Назарбаев представил Казахстан как «хлебную корзину» Центральной Азии с устоявшимся брендом «Сделано в Казахстане».

В своем послании к народу в 2019 году Президент Токаев обозначил конкретные цели в области сельского хозяйства: увеличить площадь орошаемых земель до 3 миллионов гектаров к 2030 году; за тот же период увеличить производство сельскохозяйственной продукции в 4,5 раза; обеспечить запрет на иностранное владение казахской землей; захватить землю, которая используется неэффективно; и обеспечить лучшее качество жизни для сельского населения. Токаев также начал заниматься проблемой сельскохозяйственных субсидий и бороться с мошенническим использованием этих субсидий - проблемой, ранее обозначенной Организацией экономического сотрудничества и развития.

Усилия, похоже, приносят свои плоды: в 2020 году производство сельскохозяйственных культур увеличилось на 7,8%, животноводство увеличилось на 3%, инвестиции в сельское хозяйство увеличились на 15%, а производство продуктов питания увеличилось на 13,5%. Кроме того, Казахстан подписал инвестиционные сделки с голландскими и американскими компаниями для производства передовых сельскохозяйственных технологий и развития устойчивого сельского хозяйства. Эти сделки сосредоточены на обмене сельскохозяйственными технологиями, такими как ирригационные установки, искусственный интеллект и облачные вычисления.

Точно так же усилия по реформированию производства основаны на концепции построения «экономики простых вещей» с упором на низкотехнологичные товары для дома. Эти продукты можно легко производить с использованием сырья, которое в противном случае вывозится из страны. Как и в случае с производством продуктов питания, Токаев стремится удовлетворить внутренний спрос на эти товары, тем самым уменьшая зависимость от иностранного импорта и увеличивая долю промышленных товаров в экспорте Казахстана.

Более масштабные и долгосрочные усилия по диверсификации включают реализацию отдельной стратегии, известной как «Цифровой Казахстан», которая направлена ​​на развитие экономики, основанной на знаниях, при которой системы, управляющие функциями частного и государственного секторов, полностью оцифрованы. Казахстан уже вложил значительные средства в платформу электронного правительства, которая повысила административную эффективность, снизила административные расходы и уменьшила возможности для коррупции во взаимоотношениях между людьми. Кроме того, страна намерена вкладывать значительные средства в такие технологии, как 5G, оптоволокно, большие данные, искусственный интеллект и технологии умного города. В то же время официальные лица надеются способствовать развитию культуры поддержки технологических стартапов и предпринимательства. С этой целью Международный финансовый центр Астаны, расположенный в столице страны, служит центром инноваций и инвестиций, направленным на привлечение иностранных и внутренних частных инвестиций в технологическую отрасль. Центр также служит отдельной судебной системой, которая будет рассматривать нормативные и гражданские споры между лидерами бизнеса с целью повышения доверия инвесторов к деловой среде Казахстана.

В основе этой диверсификации лежат более широкие усилия по поддержке роста экономики и предпринимательства. Во-первых, Токаев вложил миллиарды долларов в проект Ауыл-Ел Бесiгi - общенациональный проект по модернизации сельской инфраструктуры. Это будет важным компонентом поддержки роста производства и экспорта сельскохозяйственных и промышленных товаров.

Кроме того, Казахстан давно стремился создать благоприятную нормативно-правовую среду. Страна занимает 25-е место в отчете Всемирного банка Doing Business 2020, в котором экономика мира ранжируется на основе их нормативно-правовой базы и легкости, с которой предприниматели могут вести бизнес в ней.

ВЫВОДЫ: Ключевой задачей для Казахстана является диверсификация экономики при одновременном преодолении географических ограничений страны, не имеющей выхода к морю. Сложность диверсификации экономики, зависящей от нефти, давно хорошо известна, и сама по себе эта проблема требует значительных усилий. Как показали переговоры Казахстана о вступлении в ВТО, лидеры страны также хорошо осведомлены о «налоге на расстояние», который накладывает на страну отсутствие выхода к морю, добавляя надбавку к ее экспортным товарам, что затрудняет их сбыт.

Стратегии экономических реформ Казахстана следует рассматривать на этом фоне: развитие сельского хозяйства, экономика «простых вещей» и большая ставка на цифровизацию - все это экономические стратегии, соответствующие географическим ограничениям Казахстана. Их успех будет частично зависеть от того, получат ли политические реформы в Казахстане успех. Самое главное, усилия по борьбе с коррупцией будут иметь ключевое значение для того, чтобы сделать Казахстан привлекательной целью для иностранных инвестиций и снизить нагрузку на казахстанских предпринимателей, пытающихся конкурировать на зарубежных рынках.

Источник: http://www.cacianalyst.org/publications/analytical-articles/item/13696-tokayev’s-economic-reforms.html

Фото из открытых источников