Политика

«Вертолетная» дипломатия Ташкента и планы Вашингтона в ЦА

Voice of America

24.02.2025

В то время как администрация Трампа начинает взаимодействовать со странами Центральной Азии, Узбекистан выразил готовность расширить стратегическое партнерство, подчеркнув, что он называет это «расширенным» политическим диалогом по двусторонним и региональным вопросам и сотрудничеством в области безопасности, включая «прочные связи» с Национальной гвардией Миссисипи.

Недавно США вернули из Узбекистана семь вертолетов «Черных ястребов», которые афганские военные летчики перегнали туда в 2021 году, спасаясь от талибов.

По словам американских чиновников, эта передача и другие двусторонние обмены за последний месяц подчеркнули роль Ташкента как ключевого партнера Вашингтона в Центральной Азии. Однако аналитики считают, что военные отношения носят в основном транзакционный характер и определяются геополитическими сложностями и региональной напряженностью.

Разговор между дипломатами

21 февраля в телефонном разговоре с министром иностранных дел Узбекистана Бахтиёром Саидовым госсекретарь США Марко Рубио подтвердил поддержку США независимости, суверенитета и территориальной целостности страны, сообщила пресс-секретарь Госдепартамента Тэмми Брюс.

Они обсудили совместные усилия в рамках дипломатической платформы C5+1, созданной почти десять лет назад между Вашингтоном и пятью центральноазиатскими республиками. Администрация Трампа заинтересована в использовании этой платформы для поддержки «более мирной и процветающей Центральной Азии».

Саидов назвал свою беседу с Рубио «откровенной и продуктивной», направленной на расширение «стратегического партнерства между нашими странами во всех без исключения сферах. Наведение прочных мостов между деловыми кругами, увеличение объемов торговли в обоих направлениях, обеспечение процветающего развития в Центральной Азии».

Сотрудничество с Пентагоном, связи с Миссисипи

Посол Узбекистана Фуркат Сидиков говорит, что войска его страны «стоят плечом к плечу с Национальной гвардией Миссисипи в самых лучших отношениях», ссылаясь на совместные учения и профессиональные обмены, спонсируемые Пентагоном.

«Мы являемся надежным партнером Соединенных Штатов в регионе», — сказал Сидиков на приеме в посольстве 31 января, отметив реформы в сфере обороны и улучшение оснащения узбекских вооруженных сил.

Генерал-адъютант Национальной гвардии Миссисипи генерал-майор Бобби Гинн подчеркнул на мероприятии, что с 2012 года партнерство способствовало более чем 170 встречам между американскими и узбекскими солдатами, укреплению мер реагирования на стихийные бедствия и готовности к ним.

По словам Гинна, «приверженность Узбекистана региональной стабильности и вклад в борьбу с терроризмом и охрану границ» демонстрируют мощь его вооруженных сил.

Дэвис Флорик, исполняющий обязанности главного директора Пентагона по Евразии, также присутствовавший на приеме, поблагодарил Ташкент за «хранение» американских самолетов и усердную работу с Америкой над взаимовыгодным решением. Он подтвердил, что семь «Черных ястребов» были частью флота из Афганистана, который, по данным многочисленных источников, включал 24 вертолета, в том числе Ми-17 и UH-60, и 22 самолета, большинство из которых были переданы Узбекистану в прошлом году.

Другой высокопоставленный представитель Пентагона, контр-адмирал Эрин Осборн, выступая на том же собрании, высоко оценил Узбекистан как «важнейшего союзника», который предоставил свое воздушное пространство и авиабазу в первые годы военной кампании США в Афганистане. Республика также входила в Северную распределительную сеть Пентагона, поставляя невоенные товары для международной коалиции, воюющей в соседней стране.

Осборн отметила, что взаимное доверие и понимание нашли отражение в «инициативах по наращиванию потенциала и обмену разведывательной информацией для противодействия общим угрозам».

Она добавила, что США намерены сотрудничать с Узбекистаном «для обеспечения его стабильности и суверенитета, а также стабильности и суверенитета всего Центрально-Азиатского региона».

Талибан и афганский фактор

Несмотря на то, что о передаче «Черных ястребов» США стало известно на мероприятии в посольстве, узбекские официальные лица хранили молчание об этом сотрудничестве, чтобы избежать напряженности в отношениях с движением «Талибан», которое осудило передачу самолетов как посягательство на суверенитет Афганистана. Министерство обороны «Талибана» выступило с заявлением, в котором осудило передачу самолетов как неприемлемую» и потребовало их возвращения.

Восемнадцать американских самолетов также оказались в Таджикистане в 2021 году, но Вашингтон и Душанбе до сих пор не урегулировали этот вопрос.

Во время визита в регион в июне 2022 года командующий Центральным командованием США генерал Майкл Курилла заявил, что самолеты не будут возвращены в Афганистан, «потому что они не принадлежат талибам... Мы надеемся, что сможем передать часть или все самолеты правительству Таджикистана».

Вашингтонские аналитики рассматривают Узбекистан как наиболее активного военного партнера США в регионе, сравнивая его с деятельностью других республик Центральной Азии в отношениях со своими государственными партнерами, в частности Казахстана с Аризоной, Таджикистана с Вирджинией, а Кыргызстана и Туркменистана с Монтаной.

Тем не менее, они характеризуют отношения Ташкента и Вашингтона в сфере безопасности как скорее транзакционные, чем стратегические.

«Узбеки хотят обучения и оборудования. Что мы хотим от них? Надежного партнера в регионе», — сказал бывший американский чиновник с большим опытом работы в Центральной Азии, беседуя с «Голосом Америки» на условиях анонимности по профессиональным соображениям.

США обучили узбекских пилотов управлению и обслуживанию переданных самолетов, но для устойчивого сотрудничества необходимо постоянное финансирование со стороны Конгресса — в размере нескольких миллионов долларов.

«Конгресс, конечно, будет задавать вопросы, — сказал бывший чиновник. — До сих пор главным оправданием было то, что эти средства помогут противостоять экстремистам из Афганистана».

Между тем, эксперты в Ташкенте поддерживают осторожный подход Узбекистана к талибам. Как заявили официальные лица, Узбекистан будет сотрудничать с тем, кто управляет Афганистаном. Администрация президента Шавката Мирзиёева установила стабильные дипломатические отношения с Кабулом, заключила значительные инвестиционные и деловые соглашения с этой страной и оказывает гуманитарную помощь афганскому народу, хотя официально не признает «Талибан». Прошлым летом Узбекистан открыл свободную экономическую зону в городе Термез на границе с Афганистаном, пригласив соседей к развитию предпринимательского сотрудничества.

Интересы США и безопасность Центральной Азии

США заключили соглашения о военном сотрудничестве с каждой республикой Центральной Азии, причем планы рассматриваются ежегодно и подлежат утверждению с точки зрения финансирования.

Несмотря на обмен разведывательной информацией, между США и Узбекистаном нет соглашения о пролетах. Ташкент не разрешает использовать свою территорию для нанесения ударов по соседним странам, даже по террористическим объектам.

«Администрация Трампа может поставить это под сомнение, — сказал бывший американский чиновник. — Это усложняет сотрудничество с Узбекистаном, потому что они находятся в центре региона, а мы должны летать вокруг них. Трудно обосновать, что мы получаем взамен».

На протяжении многих лет США также поддерживают региональные инициативы по обеспечению безопасности границ.

«Это большая программа», — сказал бывший американский чиновник, но добавил: «Сколько террористов мы остановили? Сколько их было уничтожено, убито или взято в плен? Есть ли у нас эти точные цифры? Мы все еще находимся на начальной стадии разработки программы».

Автор: Навбахор Имамова

Источник: US, Uzbekistan reaffirm commitment to Central Asia security

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников