Во время слушаний по выдвижению своей кандидатуры на прошлой неделе нынешний госсекретарь Марко Рубио поддержал отмену поправки Джексона-Вэника, хотя ее отмена в конечном итоге является задачей Конгресса.
Во время слушаний по выдвижению его кандидатуры на пост следующего госсекретаря США тогдашний сенатор Марко Рубио отметил, что американское правительство должно взаимодействовать с Центральной Азией, и призвал аннулировать поправку Джексона-Вэника. Эти заявления вызвали оптимизм в Центральной Азии, особенно в казахстанских и узбекских СМИ, в отношении того, что регион не будет вновь обделен вниманием при второй администрации Трампа.
Комментарии последовали после вопроса сенатора Стива Дейнса (R-MT), который объяснил, что «за последние 12 месяцев я посетил все пять стран Центральной Азии». Он добавил, что цель фракции, созданной совместно с сенатором Гэри Питерсом (D-MI), «отменить ярлык Джексона-Вэника в отношении этого региона и продлить постоянные нормальные торговые отношения с Казахстаном и Узбекистаном».
Дейнс спросил Рубио, будет ли он работать с фракцией для достижения этой цели и дальнейшего взаимодействия с Центральной Азией. Рубио ответил: «Да, и я считаю, что для постоянного удаления потребуется законодательное решение... Послушайте, я думаю, что это пережиток прошлой эпохи». Рубио добавил: «Я думаю, что речь идет о Казахстане, который, по мнению Министерства торговли, уже является страной с рыночной экономикой. На самом деле, я думаю, они принимали министерскую встречу ВТО всего пару лет назад. Так что они выполнили все условия [для отмены поправки Джексона-Вэника]».
Дейнс также кратко упомянул формат C5+1 и возможность «провести там [в Центральной Азии] какой-нибудь саммит... После вывода войск из Афганистана нам нужно больше друзей в Центральной Азии, и я с нетерпением жду возможности поработать над этим».
Поправка Джексона-Вэника от 1974 года лишила некоторые страны права на постоянные нормальные торговые отношения из-за ограничений на эмиграцию, в частности, советских евреев, желающих покинуть Советский Союз. После распада Советского Союза эта поправка осталась в силе в отношении широкого круга стран. Она была отменена в отношении Кыргызстана в 1998 году и России в 2012 году, но большинство стран Центральной Азии — Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан — по-прежнему технически подпадают под ее действие. Однако эти страны, как правило, получают статус нормальных торговых отношений на ежегодной основе.
Поправка Джексона-Вэника может быть отменена только по решению Конгресса, а не Белого дома. Предыдущие демократические и республиканские администрации в равной степени выступали за ее отмену. Однако, несмотря на двухпартийную поддержку инициативы, законопроект об отмене поправки до сих пор не вышел из комитета Конгресса.
В ноябре этого года посольство Казахстана в США провело конференцию под названием «Укрепление американо-казахстанских связей: Самое время установить постоянные нормальные торговые отношения», на которой выступили Дейнс, сенатор Кристофер Мёрфи, представители Джимми Панетта и Том Суоцци. Аудитория мероприятия, проходившего в Капитолии США, включала сотрудников Конгресса, в том числе членов влиятельного Комитета по путям и средствам. Целью конференции было обсудить двусторонние отношения и то, как могут развиваться торговля и инвестиции, если (или когда) поправка будет отменена. Даже при поддержке Госдепартамента, если предположить, что нынешний министр Рубио останется верен своему слову, неясно, будет ли Конгресс голосовать за отмену поправки Джексона-Вэника.
Еще одно уточнение, которое необходимо сделать, касается упоминания Дейнсом инициативы С5+1. Администрация Байдена вывела взаимодействие Центральной Азии и США на новый уровень, проведя исторический президентский саммит С5+1 в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН в 2023 году. Затем последовали новые встречи на высшем уровне: в феврале 2024 года Государственный департамент провел первый диалог C5+1 по важнейшим полезным ископаемым. Месяц спустя, в марте, в Алматы состоялся первый Форум B5+1, на котором обсуждались экономические и инвестиционные возможности в Центральной Азии для американского бизнеса. В прошлом году также состоялись важные двусторонние встречи, в том числе американо-казахстанский стратегический энергетический диалог и американо-узбекский диалог о стратегическом партнерстве. В сентябре Вашингтон и Ташкент также подписали Меморандум о взаимопонимании, направленный на укрепление сотрудничества в области критических минералов - темы, которая приобретает все большее значение для Вашингтона.
После избрания Трампа президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и он провели в декабре телефонный разговор, в котором договорились поддерживать «интенсивное развитие» стратегического партнерства в таких областях, как торговля, инвестиции и ядерное нераспространение.
С приходом к власти в Белом доме администрации Трампа и контролем республиканцев над обеими палатами Конгресса внешняя политика США может (и, вероятно, будет) существенно меняться по сравнению с администрацией Байдена. Хотя глобальные горячие точки, такие как Украина, Ближний Восток и Китай, останутся приоритетными, аналитики надеются на конструктивное и целостное взаимодействие с другими регионами, такими как Центральная Азия. В середине января Центр каспийской политики (ЦКП) выпустил доклад с политическими рекомендациями для администрации Трампа по взаимодействию с Центральной Азией и Кавказом. Эти рекомендации включают отмену закона Джексона-Вэника; разработку Транскаспийской региональной стратегии безопасности, объединяющей Центральную Азию и Кавказ; назначение высокопоставленных и опытных послов и сотрудников в регион; развитие энергетического сотрудничества с особым акцентом на традиционные и новые виды энергии, включая критические минералы и редкоземы.
В докладе также содержатся более конкретные рекомендации, такие как назначение специального представителя по региону Кавказа и Центральной Азии, передача функций по надзору за Центральной Азией из Бюро Южной и Центральной Азии Госдепартамента в Бюро Европы, а также перевод Центральной Азии из Азиатского бюро USAID в Бюро Европы и Евразии.
Структура С5+1 по-прежнему рассматривается как основной дипломатический инструмент для взаимодействия с Центральной Азией. В докладе ЦПК предлагается включить в него страны Кавказа и провести транскаспийский саммит или министерский визит в Вашингтон для обсуждения вопросов развития бизнеса и энергетики. Как и Дейнс, доклад также рекомендует провести встречу на высоком уровне в Центральной Азии с участием действующего президента США; если она состоится, это будет первая поездка президента США в этот регион. (Я также предложил провести министерскую встречу «Зеленый 5+1», чтобы диверсифицировать взаимодействие и диалог, а также сосредоточиться на вопросах окружающей среды).
Стоит отметить, что, хотя интеграция Центральной Азии в целом продвигается вперед, в целом внешняя политика пяти стран различается. Казахстан и Узбекистан, вероятно, больше заинтересованы в более тесном взаимодействии с Вашингтоном. Астана, например, хочет почти удвоить свой ВВП с 321 миллиарда долларов в 2025 году до 498 миллиардов долларов к 2029 году. Торговля и инвестиции США - в других областях, кроме горнодобывающей промышленности и энергетики, - будут иметь первостепенное значение для достижения Астаной этой цели, не говоря уже об отмене поправки Джексона-Вэника. С другой стороны, Кыргызстан и Таджикистан все больше связывают себя с Пекином. Наконец, Туркменистан продолжает придерживаться политики «позитивного нейтралитета», хотя в октябре этого года Ашхабад принимал у себя президентов Ирана и России.
Обмен мнениями между Дейнсом и Рубио на слушаниях по кандидатуре последнего вызвал надежды на то, что Центральная Азия не останется без внимания при второй администрации Трампа. Существует множество причин, по которым Вашингтон должен продолжать взаимодействие с этим регионом, учитывая геополитические соображения и соображения безопасности, вопросы, связанные с добычей и доступом к важнейшим полезным ископаемым, и инвестиционные возможности, не говоря уже о совместной работе по улучшению качества управления, соблюдению прав человека и решению региональных экологических проблем. Такие страны, как Казахстан, хотят развивать партнерство с Вашингтоном, и теперь настала очередь администрации Трампа продвигать отношения вперед.
Автор: Уайлдер Алехандро Санчес — президент консалтинговой фирмы Second Floor Strategies, расположенной в Вашингтоне, округ Колумбия. Он освещает вопросы геополитики, обороны и торговли в Центральной Азии, Восточной Европе и Западном полушарии.
Источник: Trump 2.0 and Central Asia: Optimism After Rubio’s Comments
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников