Вступающая в должность администрация Трампа должна поощрять государства Центральной Азии брать на себя ответственность за инициативы регионального сотрудничества.
Центральная Азия — стратегически важный регион, богатый ресурсами и экономическим потенциалом. Она может и должна стать центром позитивного и выгодного взаимодействия с США. Обеспечение безопасности важнейших полезных ископаемых, доступ к урану для поддержки ядерного сектора и открытие новых рынков для американских компаний — все это не за горами. Расширение регионального сотрудничества, связей и взаимодействия между Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Кыргызстаном (C5) может способствовать процветанию на местах и продвижению американских интересов. Единая Центральная Азия с меньшей вероятностью поддастся российским или китайским попыткам «разделять и властвовать» и с большей вероятностью будет сотрудничать с Западом в поисках поддержки и вдохновения.
Интеграция в рамках С5 принимала различные формы, включая Центральноазиатский союз (ЦАС), созданный в 1993 году по просьбе президента-основателя Казахстана Нурсултана Назарбаева. Позже он превратился в Центральноазиатский экономический союз, который функционировал с 1994 по 2004 год без участия Туркменистана. Соединенные Штаты впервые попытались формализовать сотрудничество с C5 в рамках ежегодного дипломатического саммита C5+1 для продвижения коллективных действий в 2015 году. Сейчас, когда администрация Трампа готовится войти в Белый дом, она должна поддержать и расширить возможности центральноазиатской интеграции.
Назарбаев, которому в этом году исполнится восемьдесят пять лет, осознал это в 1992 году, определив многовекторную внешнюю политику как необходимую для Казахстана и региона в целом. Его преемник, президент Касым-Жомарт Токаев, продолжает эту политику. При более тесном сотрудничестве между собой и Соединенными Штатами интегрированные на местном уровне страны Центральной Азии могли бы более эффективно проводить свою совместную политику. Их соседей — Россию, Китай, Иран и Афганистан — нельзя игнорировать. Скорее, С5 должна дипломатически уравновесить непосредственные интересы этих соседей, одновременно привлекая европейские и американские инвестиции.
С5 может воспользоваться своим нейтралитетом только в том случае, если они будут диверсифицировать партнеров и укреплять свою национальную идентичность, балансируя отношения с внешними державами. Это требует не только формального политического сотрудничества. Культурное и экономическое сотрудничество в рамках других МПО, таких как Организация тюркских государств и Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), является ценным форумом для широкого сотрудничества между правительствами, бизнесом и гражданским обществом в регионе.
Укрепление единства между странами Центральной Азии требует улучшения инфраструктуры и логистики, снижения пограничного контроля и тарифов, а также согласования правил и стандартов. Кроме того, для торговли между Соединенными Штатами и Центральной Азией необходимы надежные и безопасные маршруты. Среднеазиатский коридор, который должен пройти через степи Центральной Азии, Каспийское море, Кавказские горы и Черное море, предоставляет такую возможность. Учитывая сбои в работе других торговых маршрутов, например, со стороны повстанцев хуситов для тех, кто проходит через Красное море, или Россию, Средний коридор может стать все более привлекательным вариантом, если он будет легко доступен, а американские компании смогут принять участие в его реализации.
Углубление сотрудничества между Соединенными Штатами и странами Центральной Азии сталкивается с несколькими проблемами. Во-первых, если не делать акцент на сотрудничестве, то связи с Америкой осложнят отношения с Россией и Китаем. Не следует считать, что Вашингтон пытается вытеснить влияние Москвы и Пекина в Центральной Азии. Тем не менее, он может предоставить странам Центральной Азии возможность более широкого выбора на мировом рынке и помочь предотвратить экономическое доминирование какой-либо одной страны в Центральной Азии.
Архаичные торговые ограничения, препятствующие реализации долгосрочных проектов, а именно поправка Джексона-Вэника, мешают сотрудничеству между США и Центральной Азией. Как часть Закона о торговле 1974 года, принятого Конгрессом и подписанного президентом Джеральдом Фордом, эта поправка лишала постоянных нормальных торговых отношений страны с несвободной рыночной экономикой, которые ограничивали права эмиграции, в том числе Советский Союз. Хотя СССР в течение длительного времени проводил политику жесткого ограничения эмиграции в целом, его политика отказа в эмиграции еврейского населения и одновременного подавления любых публичных проявлений иудаизма привела к росту движения за освобождение советских евреев, что в конечном итоге подтолкнуло к принятию закона Джексона-Вэника. В конце концов, в 1989 году «железный занавес» был снят, и большинство евреев из СССР, пытавшихся выбраться на свободу, в конце концов, смогли уехать в Израиль и Соединенные Штаты.
Когда в 1991 году Советский Союз окончательно распался, Казахстан под руководством Назарбаева снял ограничения на эмиграцию и быстро отошел от репрессивной антирелигиозной позиции СССР, стремясь к установлению религиозной толерантности. В 2003 году в стране открылся Конгресс мировых религий.
В то же время Узбекистан был гораздо более строг в этом отношении вплоть до смерти своего первого президента Ислама Каримова в 2016 году. Учитывая прогресс в регионе и потенциал для развития активной торговли, закон Джексона-Вэника стал препятствием для будущего рывка, от которого давно следовало отказаться.
Вступающей в должность администрации Трампа следует поощрять Казахстан и Узбекистан взять на себя ответственность за инициативу по интеграции, поскольку обе эти страны считают себя региональными лидерами. Страны, которые более настороженно относятся к отношениям с Соединенными Штатами, такие как Таджикистан и Туркменистан, также должны быть приглашены к участию. Тем не менее, Вашингтон должен признать, что не все страны С5 будут участвовать в равной степени. Если желающие страны С5 возьмут на себя инициативу, это поможет уменьшить опасения Москвы и Пекина.
На фоне жестокого вторжения России в Украину, бушующих конфликтов на Ближнем Востоке и напряженности вокруг Китая Центральная Азия остается без внимания, несмотря на близость ко всем трем регионам. Хотя реалистическая внешняя политика США, которая, вероятно, возродится при администрации Трампа, по праву сосредоточена на поддержании отношений с великими державами, Вашингтон должен признать экономическую и логистическую важность этого региона. Сейчас для Вашингтона настало время проявить инициативу и способствовать прогрессу на пути к более интегрированной Центральной Азии.
Автор: Алекс Литтл
Источник: Central Asian Integration Is In America’s Interest
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников