Подписание в Вашингтоне документа о стратегическом партнерстве между министром иностранных дел Армении Араратом Мирзояном и госсекретарем США Энтони Блинкеном можно считать неудивительным и ожидаемым событием. За последние четыре года региональная политика администрации Байдена, ориентированная на Армению, углубление двустороннего сотрудничества в различных сферах, а также принятое в июне 2024 года решение правительств США и Армении поднять отношения до уровня стратегического партнерства сделали подписание подобного документа предсказуемым.
Еще один важный момент, который стоит отметить: правительство Пашиняна предпочло подписать этот важный документ с администрацией Байдена в последние дни своего пребывания у власти. Это указывает на то, что армянское правительство, возможно, не уверено в долгосрочных перспективах двусторонних отношений и, следовательно, стремится институционализировать развитие американо-армянских связей при нынешней администрации.
В более широком контексте подписание хартии стратегического партнерства между двумя странами побуждает к переоценке геополитического баланса на Южном Кавказе. Оценка потенциальных угроз и вызовов, связанных с этим соглашением для Азербайджана, требует регионального и глобального подхода.
Подход США к стратегическому партнерству
Соединенные Штаты подписали соглашения о стратегическом партнерстве с различными странами мира, как правило, охватывающие вопросы безопасности, экономики, энергетики и демократии. Например:
1. Грузия. В 2009 году США и Грузия подписали Хартию стратегического партнерства. Это соглашение расширяет сотрудничество в области безопасности, энергетики и демократических реформ.
2. Казахстан. США развивают стратегическое партнерство с Казахстаном, уделяя особое внимание энергетике, ядерной безопасности и экономическому сотрудничеству. Например, запасы урана в Казахстане были в центре внимания.
3. Турция. Будучи союзниками по НАТО, США и Турция поддерживают стратегическое партнерство, охватывающее сферы безопасности, оборонной промышленности и энергетики.
Эти примеры могут быть расширены. Как показывает практика, соглашения о стратегическом партнерстве США включают в себя политические, военные, экономические и социальные компоненты. Соглашение с Арменией следует анализировать в этом контексте.
Согласно официальным заявлениям обеих стран, соглашение о стратегическом партнерстве между США и Арменией в первую очередь сосредоточено на двух областях:
1. Сотрудничество в сфере безопасности. На следующей неделе Армению посетит специальная группа США по охране границ. Это означает сотрудничество в области охраны границ и усилия по усилению американского влияния в регионе. Кроме того, соглашение предусматривает военное сотрудничество, совместные учения и программы военного образования.
2. Углубление стратегического диалога. Это соглашение является продолжением стратегического диалога, объявленного в июне 2024 года, и отражает усилия Армении по интеграции с Западом.
Американо-азербайджанские отношения: существует ли стратегическое партнерство?
Азербайджан и США давно сотрудничают в энергетическом секторе. Начиная с «Контракта века» в 1994 году, это сотрудничество привело к значительным инвестициям американских нефтяных компаний в экономику Азербайджана. Это соглашение также способствовало интеграции Азербайджана в западные энергетические рынки.
Кроме того, Азербайджан сотрудничает с США в области борьбы с терроризмом, обеспечения безопасности границ и региональной стабильности. Однако это сотрудничество не было оформлено как «стратегическое партнерство», что является критическим отличием от соглашения с Арменией.
Является ли соглашение между США и Арменией угрозой для Азербайджана?
Было бы неточно классифицировать это соглашение как прямую угрозу Азербайджану. Нет никаких свидетельств того, что США намерены создать военный союз с Арменией или проводить конкретную антиазербайджанскую политику в рамках этого соглашения. Тем не менее, соглашение создает определенные проблемы для Азербайджана:
1. Ослабление американо-азербайджанских отношений. Потепление американо-армянских связей может еще больше обострить и без того проблемные отношения между Баку и Вашингтоном.
2. Потенциальное вооружение Армении. В ближайшей перспективе Армения может ускорить свою военную модернизацию при поддержке США.
3. Влияние на мирный процесс. Повышение уровня американо-армянских отношений до уровня стратегического партнерства может негативно сказаться на армяно-азербайджанском мирном процессе. Чувствуя поддержку США, Армения может занять менее конструктивную позицию на переговорах.
4. Региональные последствия. Поддержка США Армении в обеспечении безопасности границ может привлечь внимание соседних стран, таких как Иран и Россия.
В заключение следует отметить, что хотя соглашение о стратегическом партнерстве между США и Арменией привносит новую динамику на Южном Кавказе, оно не представляет собой прямой угрозы для Азербайджана. Важно также отметить, что этот документ отражает партнерство, а не союз. Как видно из аналогичных соглашений, подписанных с другими постсоветскими государствами, США используют эти партнерства для реализации своих региональных интересов.
Несмотря на проблемы, связанные с этим соглашением, Азербайджан не придерживается пессимистического взгляда на свои будущие отношения с США. Основной причиной такого осторожного оптимизма в Баку является ожидаемая администрация Дональда Трампа. Есть мнение, что новая администрация может пересмотреть иррациональную южнокавказскую политику своего предшественника и поднять отношения с Азербайджаном на новый партнерский уровень.
В целом, основной целью внешней политики Азербайджана остается углубление существующего сотрудничества с региональными и глобальными центрами силы, включая США, для достижения стабильности и прогресса в регионе.
Автор: Доктор Матин Мамедли является ведущим советником бакинского Центра анализа международных отношений.
Источник: Strategic Partnership Agreement Between Armenia And The USA: An Azerbaijani Perspective – OpEd
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников