Статус Ваханского коридора имеет решающее значение для Афганистана.
В последнее время в социальных сетях появилось много неосторожных разговоров об афганском Ваханском коридоре — также называемом Далан-и-Вахан на языке дари, или Де-Вахан Дехлиз на языке пушту — в горах Памира. Географически этот тонкий клочок земли в провинции Бадахшан (Афганистан) имеет длину около 350 км и ширину от 16 до 64 км. Вахан соединяет Афганистан на востоке с Синьцзяном (Китай), где его восточный конец двумя зубцами огибает выступ китайской территории. Он образует 92-километровую границу Афганистана с Ташкурганским таджикским автономным округом Китая в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
Коридор также отделяет Горно-Бадахшанскую автономную область Таджикистана на севере от Хайбер-Пахтунхва (ХП) и Гилгит-Балтистана (ГБ) в Пакистане на юге. С этого высокогорного плато (более 16 тысяч футов) берут начало реки Пяндж (Вахан) и Памир. Обе реки впоследствии превращаются в знаменитую Амударью (реку Оксус), одну из четырех легендарных рек Рая в исламском фольклоре. От афганского города Ишкашим на протяжении примерно 350 км простирается безымянная дикая местность.
Шерхан Бандар на реке Пяндж — знаменитый торговый переход среди шести автомобильных и паромных переправ между Афганистаном и Таджикистаном, источник стабильных доходов Кабула.
Брогил, один из высокогорных перевалов, соединяет Коридор с ХП, а перевал Иршад — с ГБ. Другой перевал Дилисанг, соединявший ГБ, в настоящее время не используется. Перевал Вахджир соединяет Ваханский район с Китаем, являясь единственным пограничным переходом. Этот маршрут — одна из многовековых торговых магистралей, «Шелковый путь» между Центральной, Южной и Восточной Азией и за ее пределами.
Афганская империя Дуррани отвоевала Вахан у царской России в 1763 году. Большой Бадахшан, расположенный между Афганистаном и Таджикистаном, оставался спорной территорией между Афганистаном и Россией, и при установлении линии Дюранда в 1893 году британцы передали Вахан Афганистану, создав буфер между российским Туркестаном и Британской Индией. В 2011 году Таджикистан уступил Китаю 1000 км2 территории на Памире, урегулировав 130-летний пограничный спор.
По оценкам переписи 2021 года, более 17 000 полукочевых народов вахи, памири и кыргызов, в основном последователей секты исмаилитов, населяют афганский район Вахан Олусвали (округ). Коридор закрыт для регулярного движения, а грунтовая дорога, построенная в 1960-х годах, соединяет афганский Ишкашим с Сархад-е Брогил. Ближайший аэропорт находится в Файзабаде (Бадахшан). Отсутствие дорог в сочетании с суровыми погодными условиями затрудняет, а то и делает невозможным крупномасштабное передвижение, расселение и добычу пропитания. Из-за удаленности района его не затронула война в Афганистане, за исключением некоторого интереса со стороны контрабандистов, доставляющих наркотики в Таджикистан и Китай, и возможного маршрута для Исламского Движения Восточного Туркестана (ИДВТ), китайской террористической группировки, базирующейся в бывшем FATA и Афганистане.
Несмотря на заинтересованность Кабула и завершение строительства 50-километровой дороги через Коридор, Китай сопротивляется открытию Коридора для регулярной торговли и перевозок. В июне 2023 года министр иностранных дел Международного энергетического агентства (МЭА) Муттаки поднял этот вопрос перед министром иностранных дел Китая Ван И во время Третьего Транс-Гималайского форума международного сотрудничества в Тибете.
В 1929 году Советский Союз создал Таджикскую Советскую Социалистическую Республику (Таджикскую ССР) на таджикской стороне Коридора для памирцев, которых советские востоковеды называли «горными таджиками». СССР развивал приграничный Горный Бадахшан благодаря доступу к высшему образованию и таким проектам, как Памирский тракт (1935). После распада СССР, во время гражданской войны в Таджикистане в 1992 году, Горный Бадахшан провозгласил независимость от Таджикистана под эгидой политического движения «Лали Бадахшан».
Однако впоследствии «регионализм» как основополагающая движущая сила движения за независимость был оттеснен «религиозной/исмаилитской» идентичностью. Позже Горный Бадахшан отменил свои призывы к независимости, так как Сеть Ага-хана по развитию снабжала Горный Бадахшан (из Кыргызстана) во время гражданской войны, чтобы предотвратить голод. Благодаря способности Сети Ага-хана по развитию и неспособности таджикского государства выполнить свои обязательства, таджикский народ Большого Бадахшана теперь считает себя «памирцами».
Сообщения о присутствии ИГИЛ в Таджикистане и усталость Таджикистана от контролируемого талибами Афганистана делают маловероятной крупномасштабную торговлю и коммерцию между Душанбе и Кабулом через Коридор, особенно когда у обеих сторон есть другие возможности, как указано в цитате.
Из вышеизложенной фактической ситуации на Большом Памире — хребте, разделяющем Таджикистан, Китай, Афганистан, Пакистан и Ваханский участок суши, — можно сделать следующие выводы.
Во-первых, согласно историческим данным и современному пониманию, Вахан принадлежит Афганистану. Однако таджикско-памирско-исмаилитская идентичность делает его сложным для суннитско-пуштунского доминирования в МЭА.
Во-вторых, в своей нынешней конфигурации Вахан выступает в качестве буфера между Китаем и «замиряющимся» Афганистаном. Китай хотел бы сохранить статус-кво, чтобы избежать влияния афганских талибов или беспорядков, вызванных ИДВТ, в своей провинции Синьцзян. Тот же аргумент применим к Таджикистану и, соответственно, к России, поскольку Коридор защищает Горный Бадахшан и Памир от влияния МЭА, которое может подорвать мягкое подбрюшье России.
В-третьих, с точки зрения Пакистана, любое вторжение или аннексия (гипотетически) противоречит региональному статус-кво и требует консенсуса с Китаем, Россией и Таджикистаном. Хотя теоретически этим региональным державам «может понравиться» поддерживаемая Пакистаном стабильность в Ваханском коридоре и, как следствие, на Памире, укрепляя этот существующий буфер против афганских талибов и ИГИЛ, такая авантюра будет иметь серьезные двусторонние последствия для Афганистана. Этот гамбит перевешивает «мнимые» выгоды от открытия торговых путей в Центральную Азию, обхода недружественного Афганистана или каких-либо стратегических рычагов влияния на МЭА. Ведь для такой связи необходима массивная всепогодная коммуникационная инфраструктура. Широко разрекламированный торговый потенциал Центральной Азии, за исключением нефти и газа, где Кабул является бенефициарной стороной, нуждается в серьезном изучении со стороны Исламабада.
Кроме того, это требует значительного военного присутствия в очень негостеприимной местности и погодных условиях круглый год. Одного ледника Сиачена достаточно. Помимо логистической неустойчивости, это открывает еще один фронт в борьбе Пакистана с боевиками и терроризмом, дополнительный к его западным границам. А глобальный консенсус никогда не способствует насильственным территориальным захватам в соответствии с Уставом ООН и международным правом. Подобный авантюризм может сойти с рук только крупным державам, например России в Украине, но не Пакистану, зависящему от помощи и консенсуса.
Поэтому все слухи о Вахане должны быть опровергнуты ISPR. Исследование показывает, что эти посты в социальных сетях были созданы Индией с целью еще больше испортить напряженные отношения Пакистана с Афганистаном. Необразованные и менее подкованные в геостратегическом плане собратья из МЭА поспешили выступить с публичными обвинениями, выплеснув свое недовольство.
В государственном строительстве всегда лучше проводить тихую дипломатию и громкие разъяснения, чем заниматься обструкцией в социальных сетях!
Автор: Инам Уль Хак
Источник: The geopolitics of Wakhan
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников