Российский лидер Владимир Путин, столкнувшись с постоянным требованием Азербайджана привлечь к ответственности виновных в случайном сбитии азербайджанского гражданского авиалайнера, будет проклят, если подчинится давлению Баку, и проклят, если не подчинится.
Главная причина дилеммы Путина заключается в том, что трагедия произошла над Чечней — пожалуй, единственным уголком России, где его слово не обязательно является законом. Если бы инцидент произошел в небе над любым другим российским регионом, возможно, уже были бы приняты меры по ослаблению двусторонней напряженности. Но возможности Путина распоряжаться ситуацией в Чечне ограничены, особенно учитывая нагрузку на российскую экономику и аппарат безопасности, вызванную войной в Украине.
На протяжении последних двух десятилетий Путин перекладывал ответственность за поддержание стабильности в этом неспокойном регионе — центре двух конфликтов после распада Советского Союза в 1991 году — на местного военачальника Рамзана Кадырова. Кадыров демонстрирует беспрекословную лояльность Путину, одновременно превращая Чечню в свою личную вотчину с собственной частной армией численностью в десятки тысяч человек.
6 января бразильские эксперты объявили о том, что из «черных ящиков» азербайджанского лайнера, разбившегося 25 декабря в казахстанском городе Актау, были извлечены данные о катастрофе, унесшей жизни 38 из 67 человек, находившихся на борту. Хвостовая часть лайнера, который первоначально направлялся в столицу Чечни Грозный, имела признаки поражения зенитным огнем. Данные «черного ящика» были переданы казахстанским властям, ведущим расследование крушения. Их содержание должно стать известно к концу января.
В тот же день азербайджанский лидер Ильхам Алиев вновь потребовал справедливости в отношении сбитого самолета, обвинив Россию в попытке скрыть факты.
«Мы требуем наказания виновных и настаиваем на полной прозрачности и подотчетности в этом деле. Человеческая порядочность и этическое поведение должны возобладать», — сказал он во время телевстречи с родственниками жертв крушения.
Он обвинил российских чиновников в грубой халатности. «Если воздушное пространство России находилось под угрозой, капитан самолета должен был быть немедленно проинформирован. Воздушное пространство должно было быть немедленно закрыто, а самолету должно было быть приказано повернуть назад, — сказал он. — Отмечу, что примерно за 10 дней до этого происшествия аналогичный инцидент произошел вблизи города Грозного, когда самолет AZAL был развернут на полпути».
На данном этапе, добавил он, Азербайджан намерен выяснить причину, по которой пострадавший самолет направился в Актау, через Каспийское море, вместо того чтобы попытаться совершить экстренную посадку в одном из нескольких доступных аэропортов на территории России.
Даже если он захочет, Путину будет нелегко унять «законное негодование» Алиева. Ведь в день трагедии за противовоздушную оборону Чечни отвечал племянник Кадырова — Хамзат Кадыров, секретарь Совета безопасности Чечни.
Незадолго до того, как обреченный азербайджанский авиалайнер вошел в воздушное пространство Чечни, регион подвергся атаке украинских беспилотников. По всей видимости, произошел сбой в связи между ПВО и гражданскими авиадиспетчерами, в результате чего не удалось предупредить приближающийся лайнер, чтобы он избегал этого района, и силы обороны приняли самолет за украинский беспилотник. Диспетчер, отвечавший за управление авиалайнером, был бывшим футболистом любимого клуба Рамзана Кадырова, что ставит под сомнение его опыт.
В день трагедии Хамзат Кадыров опубликовал в Instagram триумфальное заявление о том, что все украинские беспилотники были уничтожены чеченскими ПВО, не упомянув при этом о реактивном лайнере. На следующий день Рамзан Кадыров вручил своему племяннику медаль. Такая публичная демонстрация поддержки Кадыровым своего племянника, похоже, осложняет любые попытки привлечь к ответственности военнослужащих ПВО Чечни или других лиц за трагедию.
Азербайджанское информационное агентство Turan сообщило 30 декабря, что Рамзан Кадыров пытался связаться с Алиевым после сбитого самолета, но азербайджанский лидер отказался отвечать на звонок.
Все это ставит Путина в безвыигрышную ситуацию. Его естественная склонность — никогда не признавать свою ответственность, когда что-то идет не так. Но в данном случае у него также может не хватить средств, чтобы заставить Кадырова выдать своего племянника или других подчиниться требованию Азербайджана о том, чтобы виновные предстали перед судом. У Путина также мало стимулов возиться с Кадыровым, учитывая его стратегические потребности в сохранении спокойствия в Чечне в то время, как он пытается сдержать кипящее экономическое недовольство по всей России и военные действия в Украине.
Но, не удовлетворив Алиева, Путин рискует оттолкнуть от себя ключевого союзника. Замораживание азербайджано-российских отношений может привести к разрыву так называемого коридора Север – Юг, который является ключевым экономическим каналом для военных действий России.
«Если бы были приняты надлежащие меры по закрытию воздушного пространства России в районе города Грозного, а наземные службы следовали всем необходимым протоколам при надлежащей координации между вооруженными силами России и гражданскими службами, эту трагедию можно было бы предотвратить», — заявил Алиев.
Источник: The Chechen factor complicates efforts to ease Azerbaijani-Russian tension
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников