После долгих поисков источников финансирования официальные лица Китая, Кыргызстана и Узбекистана подписали инвестиционное соглашение о строительстве железной дороги, которая позволит снизить затраты и сократить время прохождения грузовых железнодорожных перевозок в западном направлении. Но пройдут годы, прежде чем первый грузовой поезд проедет по новому маршруту, и потенциал прибыли маршрута остается неопределенным.
В своем новогоднем обращении президент Кыргызстана Садыр Жапаров, который долгое время был самым ярым сторонником строительства железной дороги, представил маршрут как экономическую игру для центральноазиатской страны, рассматривая проект как катализатор экономического роста в различных областях.
«Этот путь предоставит новые возможности для всего региона, укрепит экономику и улучшит жизнь миллионов людей, — цитирует Жапарова информационное агентство Trend. — Особое внимание будет уделено открытию промышленных предприятий, созданию новых рабочих мест и повышению доходов населения. Социальная сфера выйдет на новый уровень».
Новый маршрут протяженностью около 300 миль соединит Кашгар в Китае с Андижаном в Узбекистане через пункты в Кыргызстане. Трудности Кыргызстана с финансированием своего участка проекта, а также нежелание Китая открыть свой кошелек для Бишкека были самыми серьезными препятствиями для реализации проекта. Железнодорожная компания, созданная тремя государствами-участниками, будет контролировать строительство почти 200-мильного кыргызского участка, которое, по прогнозам, займет шесть лет.
Высшие должностные лица трех государств приняли участие в торжественной церемонии запуска проекта 27 декабря вблизи города Джалал-Абад на юге Кыргызстана. «Строительство железной дороги демонстрирует стремление Китая согласовывать свое развитие с интересами других стран, чтобы способствовать взаимовыгодной ситуации за счет большей открытости», — цитирует сайт Госсовета КНР эксперта Китайского национального института международной стратегии Чжун Фэйтяня.
Вопрос о том, сможет ли железная дорога соответствовать радужным представлениям президента Кыргызстана, остается открытым. Хотя все стороны сообщают о наличии финансирования, конкретные данные о суммах и условиях трудно получить. Хотя церемония запуска уже состоялась, строительство кыргызского участка, согласно официальным китайским источникам, начнется не раньше июля. Соблюдение этого графика станет важным показателем готовности Китая довести проект до конца.
Если строительство будет завершено, железная дорога создаст более прямое сообщение с Китаем для Кыргызстана и Узбекистана. В настоящее время железнодорожные перевозки в/из Китая осуществляются транзитом через Казахстан.
Как кыргызские, так и узбекские чиновники и эксперты видят основную цель железной дороги в расширении торговли с Ближним Востоком и Европой. «Это сделает Центральную Азию более значимой в глобальной цепочке поставок», — говорит Равшан Назаров, эксперт Академии наук Узбекистана.
Пекин также надеется, что маршрут увеличит китайский экспорт в Европу. Но даже если эти надежды не оправдаются, Китай все равно сможет извлечь выгоду: ожидается, что железная дорога сократит время транзита для китайского импорта среднеазиатских продуктов питания и сырья.
«Наш импорт угля из Кыргызстана значительно увеличится, а транспортные расходы сократятся на треть», — заявил официальным китайским СМИ Цзян Чжидун, возглавляющий базирующуюся в Кашгаре компанию Xinjiang Jiujiuxi International Trade Co.
Китайско-кыргызско-узбекская железная дорога, вероятно, столкнется с жесткой конкуренцией со стороны Казахстана, который в настоящее время выступает в качестве главного узла торговли между Востоком и Западом через развивающийся Средний коридор. В ближайшие годы президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев пообещал, что страна отремонтирует почти 7 000 миль существующих путей и построит более 3 000 миль новых железнодорожных маршрутов, чтобы обеспечить рост торговли по Среднему коридору.
Источник: China-Kyrgyzstan-Uzbekistan railway officially launched, but sidetracked at least until summer
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников