Общество

Крушение в Казахстане: некоторые сделали все, что могли

The Times of Central Asia

06.01.2025

Когда 25 декабря в Казахстане разбился пассажирский самолет Azerbaijan Airlines, младший сержант Нурлан Ботагарин отреагировал быстро. Он примчался к обломкам самолета на своей машине и стал судорожно проталкиваться сквозь обломки в фюзеляж, чтобы помочь выжившим.

«Задняя часть самолета перевернулась, и находившиеся внутри люди запутались в ней, не в силах выбраться, — рассказывает казахстанский военнослужащий. — В этот момент я прорвался сквозь мешающие части и оборудование самолета и проник внутрь. Я начал спасать пассажиров».

Был ли Ботагарин героем за то, что сделал, возможно, рискуя собственной жизнью в случае дополнительного взрыва и пожара, пока он пробирался через обломки рейса J2-8243? Некоторые считают, что да. Он так не считает.

Герои или нет, но некоторые люди проявили мужество и сострадание в день крушения самолета Embraer 190, в результате которого погибли 38 человек и 29 выжили в Актау (Казахстан), что стало ярким пятном в тумане скорби и международной интриги по поводу того, как разворачивалась катастрофа. Азербайджан утверждает, что самолет был случайно сбит российским наземным огнем перед запланированной посадкой в контролируемой Россией Чечне; президент России Владимир Путин, находящийся в состоянии войны с Украиной, принес извинения, не подтвердив версию Азербайджана. Расследование ведет Казахстан.

Человеческие потери в такой катастрофе и предполагаемая ответственность виновных могут затмить образцовое поведение некоторых из тех, кто был вовлечен в этот момент. Но вот некоторые из тех, кто сделал все возможное и останется в памяти:

Экипаж самолета

Капитан Игорь Кшнякин, второй пилот Александр Кальянинов и стюардесса Хокума Алиева погибли в катастрофе.

По мнению авиационных аналитиков, борьба пилотов за управление сильно поврежденным самолетом на протяжении сотен километров по Каспийскому морю до посадки на ровной местности в районе аэропорта Актау имела решающее значение для выживания некоторых из находившихся на борту, а также для понимания того, что именно произошло и что будет выяснено в ходе расследования. Казахстан отправил бортовые самописцы самолета в Бразилию, где производятся самолеты Embraer, для проведения экспертизы. Записи голоса в кабине пилотов, если они будут опубликованы, откроют миру больше информации об отчаянных попытках пилотов управлять самолетом и вывести пассажиров в безопасное место.

«Этот конкретный самолет оснащен самописцем, который фиксирует два часа работы экипажа и самолета. В ходе расследования будет получена практически полная картина событий», — сказал Талгат Ластаев, вице-министр транспорта Казахстана. Его цитирует информационное агентство Казинформ.

На церемонии в Баку трем погибшим членам экипажа было присвоено звание «Национальный герой Азербайджана». Двое выживших бортпроводников, Зульфугар Асадов и Айдан Рагимли, также были удостоены почестей.

«Я должен особо отметить женщин – членов экипажа. Они сами находились в состоянии стресса, но посмотрите, как гуманно они поступили, чтобы успокоить пассажиров и предотвратить хаос в самолете», — сказал президент Азербайджана Ильхам Алиев. На видео, снятом одним из пассажиров, слышно, как стюардесса пытается заверить людей в самолете, что все будет хорошо, хотя в ее голосе заметно напряжение.

Доноры крови

Около 1500 человек сдали в общей сложности 800 литров крови по всему Казахстану в ответ на экстренный призыв помочь пострадавшим в катастрофе самолета Azerbaijan Airlines.

Среди них около 600 доноров в Астане и еще 490 в Актау, сообщили в министерстве здравоохранения.

По их словам, «простые граждане и соотечественники из разных регионов незамедлительно и сострадательно откликнулись на трагедию».

Пострадавшие получили травмы головы, мозга и грудной клетки. Однако многие медицинские бригады прибыли на место крушения в течение 10 минут после удара, и их быстрое реагирование, по-видимому, сыграло ключевую роль в спасении жизней.

Укутавшись от холода, люди оставляли цветы и молились у посольства Азербайджана в столице Казахстана Астане — жест сочувствия, который оценили в Азербайджане, стране, объявленной в трауре.

«Мы вместе с вами», — гласила надпись, оставленная у ограды посольства.

Военнослужащие

Ботагарин, младший сержант военно-воздушной базы в Актау, был первым, кто прибыл на место крушения самолета в районе городского аэропорта, сообщило министерство обороны Казахстана.

В интервью, опубликованном министерством в Telegram, Ботагарин рассказал, как он находился на службе, когда вместе с коллегами увидел самолет, пролетавший прямо над их рабочим местом, нестабильно летящий и двигавшийся вверх-вниз, прежде чем упасть.

Прибыв на место крушения, Ботагарин увидел молодого, истекающего кровью пассажира, который шел и, судя по всему, находился в стабильном состоянии. Он направил пассажира к только что подъехавшей машине скорой помощи. Затем он продолжил бежать и забрался под обломки самолета, чтобы вытащить людей и передать их другим спасателям.

«После спасения нескольких человек я был совершенно измотан. Я продолжал работать до тех пор, пока уже не мог продолжать, — сказал Ботагарин. — Я понял, что для спасения людей, оказавшихся под тяжелыми обломками, необходимо более мощное оборудование. Тогда я впервые направился к горящей части самолета, надеясь найти хоть кого-то из выживших».

Однако он не обнаружил выживших в передней части самолета, которая вспыхнула при падении на землю. Военнослужащий занялся сбором вещей и документов, удостоверяющих личность погибших.

«Я не считаю себя героем за то, что я сделал, — сказал Ботагарин, который служит в армии с 2017 года и имеет двоих детей. — На мой взгляд, каждый гражданин Казахстана, а особенно военнослужащий, обязан действовать в таких ситуациях».

После того как на месте крушения появились медики и другие спасатели, военный вернулся на свой пост.

Источник: Kazakhstan Crash: In Air and on Ground, Some Did What They Could

Перевод Дианы Канбаковой

Фото из открытых источников