5 декабря избранный президент Дональд Трамп и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев провели свой первый телефонный разговор после выборов в США.
Токаев поздравил Трампа с результатами выборов, и оба договорились поддерживать регулярные контакты по вопросам торговых отношений, инвестиций и нераспространения ядерного оружия.
В условиях усиления вызовов Западу, особенно США, Казахстан может сыграть ключевую роль в качестве партнера Америки в самом сердце Евразии, стратегически важном регионе между соседними Китаем и Россией и рядом с Ираном и Афганистаном.
Казахстан также экономически привлекателен как основной экспортер нефти, источник важнейших полезных ископаемых и крупнейший производитель урана в мире.
Укрепление отношений с Астаной важно в условиях глобальной конкуренции великих держав, поскольку Казахстан находится между двумя главными соперниками Америки.
Это соревнование охватывает весь земной шар, начиная от военной мощи и заканчивая геополитикой и экономикой. Пекин и Москва оказывают влияние на все эти сферы в Центральной Азии. Исторические отношения с Россией создают основу для сотрудничества, поскольку участники евразийской «пятерки» (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан) стали независимыми странами только после распада Советского Союза в 1991 году.
Между тем, масштабные инвестиции Китая продолжают расширять его присутствие.
Эти факторы подчеркивают необходимость для Соединенных Штатов в ближайшей перспективе усилить свое взаимодействие с желающими странами региона, особенно с Казахстаном, который также был первой страной С5, на которую обратил внимание Пекин, когда Китай начал наращивать свое влияние и участие в регионе.
С момента обретения независимости от СССР Казахстан проводит «многовекторную» внешнюю политику, стремясь поддерживать хорошие отношения как с Россией, так и с Китаем, а также выходить на Европу и Соединенные Штаты.
Например, во время администрации Байдена, отвечая на растущие призывы к сотрудничеству, Казахстан подчинился американским требованиям ограничить торговлю товарами двойного назначения с Россией, своим крупнейшим торговым партнером.
Хотя Байден встретился с лидерами стран Центральной Азии на саммите C5+1 в сентябре 2023 года, а США приняли участие в деловом саммите B5+1 пяти стран Центральной Азии в Алматы в начале этого года, эти мероприятия не принесли существенных результатов.
Например, в 2023 году объем торговли США с Казахстаном составлял всего 3,3 миллиарда долларов, в то время как объем торговли России и Китая — 26 и 31,5 миллиарда долларов соответственно.
Экономические связи — отличный путь к более тесным политическим отношениям, однако при администрации Байдена возможности для развития более тесных деловых отношений с Казахстаном были проигнорированы.
Финансовая корпорация развития не дала средств на новый проект в Казахстане с 2022 года, когда она обязалась выделить всего 2 миллиона долларов на техническую помощь.
Экспортно-импортный банк США предоставил экспортное финансирование только одному проекту по экспорту дизельных двигателей для локомотивов, построенных компанией Wabtec в Астане.
Байден, по-видимому, понимает ценность Центральной Азии в своих заявлениях, сделанных в сентябре 2023 года, поощряя развитие Среднего коридора — транспортной сети из множества автомобильных и железных дорог, портов и оптоволоконных кабелей, соединяющих Китай и Европу в обход России.
Однако действия различных ведомств при его администрации не отражали этого настроения, оказывая американским компаниям незначительную поддержку в участии в любых проектах, связанных с коридором.
Неудивительно, что и в этом случае Китай более решительно вступает в дело там, где США этого не сделали.
Кроме того, администрация Байдена не смогла отменить поправку Джексона-Вэника — меру, которая изначально была направлена на отказ в нормальных торговых отношениях странам с нерыночной экономикой.
Поправка была призвана отменить советские эмиграционные ограничения, которые были направлены против людей, стремящихся покинуть СССР, особенно евреев, и наказывали их. Время для отмены этой поправки давно прошло.
Видные сенаторы, включая Стива Дейнса, Криса Мерфи и Тодда Янга, а также 35 членов GOP, включая уходящего председателя Комитета по иностранным делам Майкла Маккола и девять членов Палаты представителей-демократов (всего 44 члена Палаты представителей, 10%), выступили за отмену поправки Джексона-Вэника, чтобы позволить США установить постоянные нормальные торговые отношения (PNTR) с Казахстаном.
В энергетическом секторе позиция Казахстана выходит за рамки его исторической роли поставщика углеводородов и позволяет заключать соглашения по проектам, использующим высокий потенциал ветровой и солнечной энергии.
После проведения исторического референдума о возможности использования ядерной энергии Казахстан начнет строительство своего первого ядерного реактора, используя свои запасы урана.
Американские компании могут и должны инвестировать в инфраструктуру, поддерживающую энергетическую отрасль, а также в цифровую и физическую инфраструктуру Среднего коридора, и предоставлять экспертные знания для ее укрепления.
Американское участие может принести прибыль и рабочие места в США, улучшить экономические отношения и активизировать усилия по подключению Центральной Азии к мировым рынкам.
США также должны сделать акцент на экономическом сотрудничестве в ценных областях с высоким потенциалом роста в Казахстане, таких как производство, высокие технологии и сельское хозяйство.
Американское участие также может укрепить потенциал в таких секторах, как здравоохранение и образование, позволяя Казахстану развивать свою рабочую силу независимо от китайской опеки.
Ни один американский президент или вице-президент не посещал Центральную Азию с тех пор, как она обрела независимость от Советского Союза почти 35 лет назад.
Тем временем Россия и Китай проводят регулярные встречи со всеми ее лидерами и стремятся контролировать ресурсы региона.
В стратегических и экономических интересах США не упускать возможности взаимодействия с таким готовым к сотрудничеству партнером, как Казахстан.
Расширение американского экспорта, торговли и инвестиций на новых перспективных рынках, особенно на тех, которые могут способствовать переходу энергетики к технологиям с нулевым уровнем выбросов и ядерному ренессансу, крайне важно.
Когда администрация Трампа формулирует свои внешнеполитические приоритеты, очень важно уделить приоритетное внимание Казахстану и Центральной Азии, чтобы страна и регион не попали в орбиту Китая и России. Трамп не должен повторять ошибок Байдена.
Автор: Иван Саша Шихан — профессор общественных и международных отношений и помощник декана Колледжа общественных дел в Университете Балтимора. Высказанные мнения являются его собственными.
Источник: Trump Can Face Russia, China by Strengthening Relations With Eurasia
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников