Помимо политических и военных союзов и стратегий, Казахстан стремится стать важным центром культурной и профессиональной подготовки для всей Центральной Азии, работая в этом направлении при большой поддержке России.
Российский «политтехнолог» Алексей Бабочкин, эксперт московского «Фонда королевской политики»,написал важную статью в «Независимой газете» об отношениях между Россией и Казахстаном, одним из важнейших узлов будущих евразийских балансов. В геополитическом пространстве, нарушенном войной в Украине, которая длится уже более тысячи дней, и с таким количеством изменений, происходящих на всех широтах, Казахстан, тем не менее, остается одним из важнейших стратегических партнеров России, хотя бы в силу своего большого географического измерения, зависящего от России в центре Азии.
В ходе частых встреч представителей двух стран, от президентов до официальных лиц во многих конкретных областях, акцент постоянно делается на экономических достижениях и взаимном обогащении на культурном и социальном уровне. Среди наиболее важных аспектов — образование и научные исследования, эксплуатация человеческого капитала, рассмотрение общей истории, стремление полностью понять «ценностные ориентации своего соседа, чтобы определить векторы развития диалога», — отмечает Бабочкин.
За последние пять лет Казахстан вложил значительные средства в образование, увеличив бюджетные расходы в 2,5 раза. Речь идет уже не об отдельных элитарных проектах, как в прошлом (школы и университеты для «избранных»), а о внушительных средствах для образования на всех уровнях и распространения научных достижений.
Только в 2023–2024 годах создано около 190 тысяч мест для обучения в университетах, а к 2025 году планируется открыть 369 школ на 740 тысяч мест, причем 163 из них будут построены в сельских районах.
Цифровая инфраструктура, благодаря которой ученики могут получить доступ к самым передовым образовательным технологиям, становится все более распространенной даже в самых отдаленных уголках страны.
Как отмечает политолог, Россия вносит важный вклад в новую «экосистему знаний» Казахстана. Во время прошлогодней встречи президентов Владимира Путина и Касым-Жомарта Токаева было принято решение о строительстве за счет российского бюджета трех русских школ на юге страны — в Туркестанской, Кызылординской и Жамбылской областях, где ощущается острая нехватка учебных заведений.
Как отметил в свое время министр образования Гани Бейсембаев, «Казахстан — многоязычная страна», и русские школы способствуют повышению конкурентоспособности казахстанских школьников.
Кроме того, российская сторона стремится повысить престиж профессии учителя, понимая, что новые технологии и более комфортные условия обучения бесполезны без квалифицированных педагогических кадров.
Поэтому в последние месяцы был принят закон «О статусе педагога», направленный на защиту прав и законных интересов педагогов, с системой социальных гарантий и облегчением социальных и бюрократических функций, обременяющих профессию учителя.
Сегодня в Казахстане в различных учреждениях работают 600 тысяч учителей, из них 400 тысяч — в общеобразовательных школах, и государство заинтересовано в их дальнейшем развитии и непрерывном обучении.
Не менее важным, по его словам, является акцент на «культ труда и его социальную значимость», что часто подчеркивает президент Токаев. В условиях стремительных социальных изменений во всем мире, когда технологии играют все более решающую роль, Казахстан стремится создать «нацию технократов», а 2025-й станет в стране Годом рабочих профессий.
И здесь мы начинаем с системы образования, чтобы развивать технические и аналитические знания для более эффективной работы в различных секторах экономики. Увеличивается количество стипендий для получения более высокого профессионального образования, во всех регионах открываются филиалы важнейших российских технических институтов, таких как Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина в Атырау, химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева в Таразе, и в ближайшее время планируется открытие других.
Помимо политических и военных союзов и стратегий, Казахстан рассматривает себя как важный культурный и профессиональный центр высшего образования для всей Центральной Азии, работающий в этом секторе при большой поддержке России.
Автор: Владимир Розанский
Источник: Education, science and work: the future of Kazakhstan
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников