От Казахстана до Узбекистана новые правила увеличивают время, необходимое для получения гражданства, и вводят жесткие тесты на знание местного языка, чтобы отбить охоту к русскому языку. В Туркменистане практически невозможно получить гражданство без туркменского родства, но Jus Soli все еще действует для детей иностранных родителей.
Получение документов, удостоверяющих личность, и паспортов для граждан стран Центральной Азии становится все более сложным в период внутренних и внешних изменений, обусловленных многими факторами, которые влияют на мобильность, трудовую миграцию и перспективы на будущее.
Все более насущными требованиями становятся, например, знание национальных языков и отсутствие тяжелых уголовных или административных судимостей — два условия, которым в прошлом не придавалось особого значения.
В октябре в Казахстане были введены новые правила получения гражданства, требующие знания казахского языка, что поставило крест на многочисленных русских переселенцах, надеявшихся обосноваться в по-прежнему очень русскоязычной стране. Незнание основ казахской конституции и истории также может стать непреодолимым препятствием для заключения досье.
В любом случае для достижения окончательного результата необходимо не менее пяти лет, чтобы продемонстрировать непрерывность проживания с ежегодным продлением визы, и только по истечении этого срока можно подавать официальное заявление.
Затем досье рассматривает специальная комиссия, которая передает свои заключения в администрацию президента в Астане, поскольку указ о предоставлении гражданства должен быть подписан непосредственно президентом Касым-Жомартом Токаевым.
Языковые тесты включают 60 вопросов, 20 устных и 40 письменных, и как минимум 36 из них должны быть правильными. 15 вопросов касаются конституции, 25 — истории Казахстана, а новое гражданство исключает сохранение любого другого. В 2023 году казахское гражданство получили 26 тысяч человек, причем практика была менее строгой, чем та, что вступила в силу недавно, особенно для кандасов — казахов из китайского Синьцзяна или других соседних стран.
Аналогичные условия существуют и в другой крупной центральноазиатской стране — Узбекистане, где время ожидания рассмотрения заявлений становится все больше и больше, даже больше года, чтобы узнать, можно ли начать процедуру.
Экзамен по узбекскому языку требует не менее 50 баллов из 100, в противном случае его можно пересдать только через месяц. Очень важным для узбеков является подтверждение регулярности и прозрачности их доходов и имущества. В Кыргызстане резидентская виза выдается для работы, учебы или инвестиций в страну, что значительно упрощает оформление всех остальных документов.
В Кыргызстане необходимо владеть либо национальным, либо «официальным» языком, то есть русским, что делает страну самой доступной в регионе. Перед подачей заявления на получение гражданства Кыргызстана необходимо официально отказаться от своего гражданства, долгое время находясь в подвешенном состоянии под контролем государственных органов.
Очевидно, что в Таджикистане эта процедура проходит быстрее: заявление рассматривается в течение года, хотя официальная статистика по количеству выданных гражданств отсутствует, что позволяет предположить большую произвольность в их реализации. По соглашению между Москвой и Душанбе новые таджики могут сохранить свое первоначальное российское гражданство.
Как и во многих других вопросах внутренней и внешней политики, наиболее непримиримой к приему страной остается Туркменистан, где гражданство практически невозможно получить без туркменского происхождения или родства.
Однако Jus Soli распространяется и на детей родителей-иностранцев, но постоянно проживающих в стране, или на сирот, которым помогают государственные структуры. Существует возможность «восстановления гражданства» для тех, кто отказался от него или был его лишен, по ходатайству лиц, проживающих в стране, направленному непосредственно в правительство в Ашхабаде, которое имеет полное право принять или отклонить просьбу.
Наконец, существует возможность туркменской «натурализации», о которой можно ходатайствовать после семи лет проживания в стране, при условии знания языка и конституции, а также достаточного дохода для туркменского уровня жизни, но результат остается на усмотрение компетентной комиссии. Очевидно, что двойного гражданства не существует.
Автор; Владимир Розанский
Источник: Central Asia's bureaucratic maze for citizenship
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников